The Nation | 8 октября 2009 г.
Российские журналисты по-прежнему в опасности
Адам Федермен
Российские журналисты по-прежнему в опасности, утверждает The Nation. Правда, в реакции российского руководства на убийства правозащитников и журналистов по профессиональным мотивам произошли хотя бы косметические перемены, пишет обозреватель Адам Федермен, сравнивая публичные высказывания Путина и Медведева после гибели, соответственно, Политковской и Эстемировой. Но Медведев находится на президентском посту уже больше года, а убийства не прекратились, и в том, что касается расследований смертей журналистов, мало что изменилось.
"Два свежих доклада Международной федерации журналистов (МФЖ) и Комитета защиты журналистов (КЗЖ) демонстрируют, что государство, правоохранительные органы и судебные учреждения систематически не проводят должных расследований убийств журналистов и не привлекают к ответственности виновников", - пишет газета. В обоих докладах сделан вывод, что в России сформировалась атмосфера безнаказанности. Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству убийств, но за последние 10 лет число завершенных судебных дел в целом неуклонно растет - и лишь убийств журналистов по мотивам, связанным с их профессиональной деятельностью, эта тенденция не коснулась. Так, по данным КЗЖ, с 2000 года приговор вынесен убийцам журналистов лишь по одному делу из 17 (делу Игоря Домникова), да и то заказчики не были привлечены к судебной ответственности. МФЖ пришла к выводу, что с 1993 года убито примерно 40 журналистов.
Сплошь и рядом сюжеты, над которыми работал журналист на момент смерти, даже не принимались во внимание в ходе расследования. В других случаях процессу мешали утечки информации, необъяснимые проволочки и общая непрозрачность, пишет автор. "То обстоятельство, что правозащитные органы и подразделения ФСБ, ведущие расследования, часто сами были замешаны в убийствах, вносит дополнительную интригу", - пишет издание. Некоторые из самых подозрительных инцидентов были объявлены самоубийствами или гибелью от несчастного случая. В Чечне и на Северном Кавказе дела об убийствах журналистов не доходили до суда еще ни разу. Наиболее уязвимы репортеры региональных и местных СМИ - у них нет даже такой неполноценной защиты, как у московских и петербургских, считает автор.
В КЗЖ говорят, что после встреч с сотрудниками Следственного комитета РФ и представителем МИД сложилось впечатление, что российские власти, возможно, пересмотрят хотя бы некоторые из 17 дел, упомянутых в докладе. Так, в начале сентября Верховный суд распорядился заново расследовать убийство Политковской. Однако, как заявил после первого процесса над подозреваемыми соучастниками этого убийства заместитель редактора "Новой газеты" Сергей Соколов, "следователям просто не позволили выполнять их обязанности. Это произошло не по приказу свыше, а из-за сопротивления всей системы".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях