The Guardian | 8 сентября 2004 г.
Откровенный Путин хвалит и обвиняет
Джонатан Стил
Российский президент поддерживает Буша и НАТО, но критикует роль Запада в Чечне
В течение трех с половиной часов он ни разу не ушел от вопроса, хотя время от времени и демонстрировал раздражение, хлопая рукой по столу. Он не делал заметок, но давал развернутые и последовательные ответы.
Если Владимир Путина чувствовал напряжение после самой, видимо, тяжелой недели за период его работы, он этого ничем не выказал. Для этого редкого интервью президент пригласил в свою подмосковную резиденцию группу избранных журналистов и аналитиков и дал им откровенные, на редкость адекватные комментарии.
Он продемонстрировал жесткую позицию по отношению к Чечне и благосклонность к Джорджу Бушу. Он сурово осудил Запад в связи с терроризмом, но проявил двойственное отношение к НАТО.
Отвечая на вопросы по поводу бойни в Беслане, Путин пояснил свои слова из обращения к народу, показанного по национальному телевидению в субботу вечером, когда он обвинил некие внешние силы в том, что они хотят оторвать от России "кусок пожирнее" и поддерживают террористов, которые делают это же.
Он едва удержался, чтобы напрямую не обвинить США и их союзников в спонсировании терроризма: "Я не утверждал, что западные страны инициируют терроризм, и я не говорил, что это их политика. Но мы наблюдали некоторые инциденты. Это возрождение менталитета холодной войны. Есть люди, которые хотят, чтобы мы были заняты внутренними проблемами, поэтому нажимают на все пружины здесь, чтобы мы не могли поднять головы в международном масштабе".
Несколько раз за время встречи Путин подчеркнул, что опасается "эффекта домино", если исламистам удастся осуществить отделение Чечни от России. Другие кавказские регионы тогда последуют за ней. Он видит в этом параллель с распадом СССР, о котором многие россияне явно сожалеют.
Он не желает идти по стопам Михаила Горбачева, которого в стране не любят за то, что он, по распространенному мнению, допустил развал Советского Союза.
"Кто-нибудь подумал, что произойдет, если Россия распадется? Мы не допустим этого. Мы понимаем, что это будет означать для российского народа", - сказал он, снова ударив рукой по столу.
Он сказал, что открытые границы России на юге и в Центральной Азии трудно защищать от нарушителей и постепенно они должны быть усилены. Но президент дал понять, что он без всяких сомнений не намерен менять свою политику в Чечне после Беслана.
Несмотря на разногласия по поводу Ирака Путин дал понять, что он лично надеется на победу Буша в американских президентских выборах. На вопрос об опросе общественного мнения, согласно которому 25% россиян поддерживают Керри и только 7% - Буша, президент с улыбкой сказал: "Россияне не голосуют в американских выборах, но эти 7% представлены очень влиятельными людьми".
Затем он приступил к продолжительным хвалебным речам в адрес своих американских партнеров. "Буш - это человек постоянства. Он предсказуем. Даже если у нас есть разногласия во мнениях, скажем, по Ираку, он все равно очень надежен. Я чувствую, что он хороший, достойный человек".
Он добавил: "Позитивные отношения между Соединенными Штатами и Россией должны сохраниться".
Соперника Буша Путин в своей речи не упомянул.
Хотя Россия не будет отправлять войска в Ирак или принимать участие в обучении иракской армии и полиции, он сказал: "Мы хотим сделать все, чтобы ситуация там нормализовалась. Я думаю, что Буш сделал многое, что способствовало нормализации ситуации. С учетом всех осложнений он смог достичь своих целей. Мы будем воздерживаться от любых действий, которые могут быть негативно восприняты иракскими людьми".
В этой встрече главы России с журналистами в Новоогарево принимали участие эксперты по России из Великобритании, США, Франции и Германии, приглашенные на двухдневную конференцию задолго до захвата заложников в школе.
Опасения, что усталость от напряженной работы или раздражение критикой его политики в Чечне со стороны Запада заставят его отменить встречу, не оправдались. Хотя он начал встречу с холодного предупреждения, что события последних дней могут помешать дискуссии, он отвечал на въедливые вопросы.
Президент парировал критику в свой адрес с улыбкой и часто вставлял в свою речь отдельные английские выражения. В некоторые моменты он даже шутил.
В ответ на обвинения в давлении на свободную прессу, связанные с отставкой главного редактора "Известий" - последняя в ряду атак на свободную прессу, Путин сказал: "А как насчет медиа-империи Мердока? Это свободная пресса?"
В связи с Чечней он выразил негодование "лицемерием" Запада. Несмотря на декларируемое Западом стремление к сотрудничеству в борьбе с терроризмом, "когда мы говорим, что западные спецслужбы поддерживают контакт с так называемыми "повстанцами", они утверждают, что это исключительный случай, который больше не повторится, а потом направляют нам письмо, где сказано, что они должны поддерживать контакт с разными людьми".
Он особо выделил Великобританию и Испанию, очевидно подразумевая решение Британии предоставить убежище Ахмеду Закаеву.
Много говоря об угрозе будущему России, исходящей от терроризма, он довольно поверхностно прошелся по другому излюбленному пугалу - НАТО. Как и его предшественник Ельцин, Путин решительно противится расширению НАТО на восток.
Сейчас в его восприятии НАТО отличают несоответствие требованиям времени и внутренний упадок, но в то же время он считает НАТО в целом позитивным явлением.
"Мы больше не рассматриваем НАТО как противника, как не считаем его и эффективным в военном плане. Мы считаем, что это политический инструмент, - сказал он. - Очевидно, что в НАТО идут процессы по поиску нового противника. Иначе, в чем его назначение?"
Еще более недвусмысленно он заявил, что НАТО, на его взгляд, это главным образом инструмент Вашингтона для установления гегемонии в Европе, он продолжил: "Я не считаю, что НАТО отличается особенной демократичностью организации. Некоторые члены альянса недовольны своим статусом."
Несколько противореча себе, он добавил: "При всем при этом, я не хотел бы упразднения НАТО. Оно существует, и это важно для международной безопасности, а нам нужна международная безопасность".
Президент России дал понять, что не возражает против вступления Украины в Евросоюз
Кроме того, он выступил с критикой в адрес Грузии и ее нового президента Михаила Саакашвили, стремящегося вернуть под свой контроль Южную Осетию после почти 10-летней фактической независимости.
Российский президент предвидит сценарий, в котором Грузия введет войска в соседний регион.
"Я подозреваю, что они могут прибегнуть к силе. Это не будет продуктивным, даже если на начальной стадии им удастся взять столицу - Цхинвали. Это будет долгий изнурительный процесс", - сказал он.
Хотя некоторые аналитики видят параллель между вводом российских войск в Чечню и возможным вторжением Грузии в Южную Осетию, Путин, очевидно, такой параллели не наблюдает.
Политика России в Чечне - это совершенно иное. Он организовал в Чечне референдум в 2003 году. "Я был единственным человеком в правительстве, кто одобрял эту идею. Это было рискованное решение. Но чеченцы пришли и проголосовали за сохранение Чечни в составе России".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях