Tageszeitung | 8 сентября 2004 г.
Беда не вызвала протест
Клаус-Хельге Донат
Демонстрации в России вовсе не являются знаком протеста. Граждане внимают военной риторике Путина
"Огонь, батальон!", "За нами Россия, Москва и Арбат!", "На войне как на войне", - подогревает сотню тысяч человек, собравшихся в Москве на митинг "Россия против террора", националистическая рок-группа "Любэ". "Ты сердце не прятал за спины ребят". Так много людей уже давно не выходили на улицы Москвы.
Кремль называет митинг рождением российского гражданского общества. Похоже, на первый взгляд. Но это гражданское общество прячется за спиной главы Кремля. Инициаторами митинга выступили правительство Москвы и ряд независимых профсоюзов, которые при всем этом имеют более тесные связи с политическим руководством страны, чем с собственным народом. Приглашение граждан - это призыв о помощи, а вовсе не знак протеста. Россия в шоке, однако этот шок не расшевелил большинство граждан, а напугал. От государства они ожидают отеческой помощи, хотя бы того, что оно защитит их от опасности. Поэтому мероприятие было более похоже на молебен, где граждане учились покорности и умоляли Кремль о помощи.
В Санкт-Петербурге накануне на улицы тоже вышли тысячи людей. Гнев в адрес властей или требования к ним здесь слышны практически тоже не были. Вместо этого - лозунг "Победа через единение", которую президент Путин провозгласил в своей речи после захвата заложников в Беслане. Было подхвачено и другие выражение Путина - "война против России". На транспарантах можно было прочесть: "Мы победили в 1945-м, мы победим и в 2004-м". Когда ораторы в Петербурге потребовали возобновления смертной казни, им хлопали больше, чем раньше. Зрелище напоминало сеанс массового гипноза, призванный укрепить сплоченность, о чем говорил Путин в своей речи, обращенной к народу. Но сплоченность этнических русских, а вовсе не всех граждан Российской Федерации.
Анализа причин террора, слов, заставляющих задуматься, самокритики или, возможно, также призывов к примирению - ничего этого слышно не было. В России по причине насущной в ней необходимости рождается новая популистская идея, которая не основана ни на чем, кроме этнической принадлежности и внешней угрозы. Перед лицом этой угрозы или даже одной ее возможности народ готов пойти на невероятные жертвы и действия.
Последний раз Россия доказала это во время Второй мировой войны. Михаил Леонтьев, бойцовый пес кремлевской идеологии на послушном телевидении, тоже предостерегает: "Горе тому, кто встанет на нашем пути". В последние дни государственные телеканалы, пропитанные тем же духом, круглые сутки крутят героические фильмы о войне против немецкого вермахта.
Угроза Леонтьева относится не только к народам Кавказа, а в той же степени к собственным "клеветникам". Это, прежде всего, журналисты все еще свободных печатных СМИ, которые не скрывают правду о захвате заложников. "Давайте использовать то немногое время, которое нам еще осталось, чтобы сказать о том, что нам угрожает", - сказал в понедельник вечером ведущий в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Малочисленная критически настроенная общественность ожидает в ближайшее время решительного наступления на свободу печати и гражданские права. Москва боится выяснения причин трагедии. Поэтому в понедельник президент Путин отказался от создания независимой комиссии по расследованию: она превратится в шоу, посчитал глава Кремля.
Днем позже поступил сигнал от депутатов Госдумы о том, что они готовы создать парламентскую комиссию по расследованию. Это вмешались поднятые по тревоге имиджмейкеры Путина, ответственные за западное направление. Комиссия должна быть, если Кремль по-прежнему стремится к созданию правового государства. То, что тон в ней будут задавать депутаты, принадлежащие к прокремлевской партии и являющиеся выходцами из спецслужб - как инициаторы ее создания Геннадий Гудков и Владимир Васильев, - на это на Западе никто обратит внимания. Главное дело - соблюсти приличия.
Информационная политика приносит абсурдные плоды. Если позавчера прокуратура робко сообщила о том, что имеются данные о сотрудничестве отдельных лиц из органов безопасности с террористами, то вчера она их опровергла: захватчики заложников, чтобы попасть в Беслан, воспользовались старой дорогой, на которой нет милицейских постов.
Состав будто бы "международной" террористической группировки, в которую главным образом входили якобы арабские наемники, тоже постоянно изменяется. Теперь к ней принадлежат казахи, узбеки, корейцы и татары. То, что ее главарь - человек славянского происхождения и выходец из Северной Осетии, следователи предпочитают скрывать.
"Московский комсомолец" (MK) узнал, что за псевдонимом "Абдулла" скрывается Владимир Ходов. Он был объявлен в федеральный розыск, его фотография висит в любом отделении милиции. В феврале он совершил теракт во Владикавказе, в мае в результате взрыва поблизости от Эльхотово, села, где живет его мать, с рельсов сошел поезд "Москва-Владикавказ". При всем том это лето Ходов спокойно провел в доме своей матери и рассказывал соседям о своей главной мечте - совершить хадж в Мекку. В отделении милиции в Эльхотове тоже висит его фотография, сообщает MK.
Странные вещи проходят и с задержанным террористом, 24-летним Нур-Пашой Кулаевым. Это единственный оставшийся в живых свидетель и звезда любых теленовостей. И каждый раз он рассказывает что-то новое. То он не знает национальности террористов, то в следующей передаче на другом канале заявляет, что среди них были узбеки и арабы. Среди убитых он опознал своего брата Хан-Пашу Кулаева. Но газета "Газета" выяснила, что Хан-Паша уже три года находится в руках российских спецслужб.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях