Статьи по дате

The Washington Post | 8 сентября 2006 г.

В борьбе с терроризмом требуется глобальная совместная работа

Джим Хоугланд

Есть как минимум один аспект, в котором американцам меньше грозит внезапный теракт через пять лет после 11 сентября 2001 года. Они живут в мире, более настороженно относящемся к терроризму джихадистов и лучше подготовленном к срыву его планов.

Другим странам тоже пришлось смириться с угрозой не выбирающих мишеней терактов против их территории и граждан, осуществляемых исламскими экстремистами, которые считают свою борьбу глобальной. Многие за границей прошли путь от простого сочувствия непреодолимому ощущению уязвимости, охватившему американцев в тот день ужаса, к тому, чтобы разделить с ними это ощущение.

Лишь на этой неделе Дания объявила, что раскрыла террористический заговор, Иордания поймала преступника, который убил и ранил туристов по неясным мотивам, а Британия и Германия продвинулись в своих расследованиях планов взрывов в британских самолетах и немецких поездах.

Марокко тем временем раскрыло заговор, связанный с "Аль-Каидой". А европейские и канадские военнослужащие под командованием НАТО - а не американские солдаты - понесли самые тяжелые потери в Афганистане.

В столице России вторую годовщину резни в школе Беслана отметили сочетанием печальных церемоний и политических обличений, которые представляются схожими с настроением, охватившим Вашингтон с приближением годовщины 11 сентября. А результаты трансатлантического опроса, опубликованные в среду Фондом Германа Маршалла, показали, что американцы и европейцы согласны друг с другом в том, что тремя крупнейшими угрозами миру во всем мире в ближайшем десятилетии являются терроризм, Иран, получивший ядерное оружие, и радикальный исламский фундаментализм.

Но если ощущение уязвимости распространилось за границей в последние пять лет, то международная реакция на угрозу нападений террористов по-прежнему далека от единой и хотя бы частично согласованной. Главной задачей следующих пяти лет эпохи после 11 сентября является создание подлинно интегрированной международной кампании по ликвидации и сдерживанию терроризма джихадистов как политического оружия и управление этой кампанией.

Администрация Буша может способствовать началу этого усилия, выверив риторику, цели и стиль своей войны с глобальным терроризмом. Это в особенности справедливо, когда ее заявления достигнут неамериканских обществ. Они все острее осознают, что и они находятся в поле зрения религиозно и расово мотивированных фанатиков, но им трудно увидеть, каким образом вашингтонский подход поможет защитить их, как американскую территорию, которую не трогают с 2001 года.

Белый дом должен признать, что выигрыши в глобальной бдительности и интенсивной работе полиции до сих пор были преимущественно предметом косвенной помощи: эти выигрыши прежде всего связаны с собственными интересами и лишь во вторую очередь с американским лидерством. Другие страны предприняли громоздкие и разнородные меры безопасности в аэропортах, правительственных зданиях и на других важных объектах - долгосрочное наследие 11 сентября, - чтобы защитить прежде всего себя.

Собственные интересы в этой сфере не должны принижать или затмевать похвальбы США, что исключительно война с терроризмом и коалиция, собранная Вашингтоном, смогли выбить террористические сети из равновесия и обратить их в бегство. Президент и его высокопоставленные советники должны все чаще говорить американцам о роли, которую играют в этом усилии европейские, азиатские, арабские и другие силы и следователи.

Белый дом походя воздал должное международному параметру этого широкого конфликта в новом документе Национальная стратегия борьбы с терроризмом, опубликованном во вторник в рамках кампании по подготовке к годовщине, чтобы подчеркнуть, что мир и страна стали безопаснее. Террористы получают удары "от Бали до Беслана и Багдада", говорится в документе.

Но далее его авторам не удается провести важнейшее различие между мотивами и методами терактов против западных туристов в Индонезии, школьников в России и иракских шиитов, молящихся у святынь, которое заменяют трескучие фразы. Белый дом рисует террористическую угрозу такими широкими мазками - например, словосочетанием "исламский фашизм", - что другим странам может показаться трудным найти в этом связь со своими интересами и заботами.

Конечно, пяти лет мало, чтобы ликвидировать преимущественно американскую природу гнева, страха и решимости, охвативших нацию после зверства 11 сентября, которому нет оправдания. Может быть, мало и пятисот.

Но за пять лет стало также понятно, что терроризм джихадистов - это не уникальная американская проблема. Возможность сформировать более широкую и скоординированную международную реакцию появилась теперь у Вашингтона. Но есть ли у него умение?

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru