Libération | 8 сентября 2008 г.
Исправление ошибок в Москве
Лорен Мийо
Николя Саркози попытается восполнить недостатки своего первого "мирного плана"
В первом "мирном плане" Николя Саркози накопилось столько ловушек и двусмысленностей, что для исправления ситуации будет совсем не лишним присутствие двух европейских компаньонов - Жозе Мануэля Баррозу и Хавьера Соланы. В плане Медведева-Саркози, с гусарской лихостью принятом под давлением российских танков, приближавшихся к Тбилиси, содержались даже расхождения в переводе. Безопасность "для" Южной Осетии превратилась в безопасность "в" Южной Осетии в тексте, предложенном грузинам, признался Бернар Кушнер. "Это прямой подлог", - заявил его российский коллега Сергей Лавров, не упускающий возможности воспользоваться малейшей оплошностью. План, подписанный 12 августа в Кремле, создает четыре ключевых проблемы, из-за которых Саркози предстоит непростое сражение, если он хочет спасти то, что еще возможно.
Вывод российских войск
План Медведева-Саркози констатировал факт российского вторжения в Грузию и сделал возможным развертывание российских войск за пределами Южной Осетии и Абхазии в рамках "дополнительных мер безопасности". В этот понедельник Саркози с европейскими компаньонами хочет добиться вывода - с указанием точных дат - этих российских солдат, расположившихся на грузинской территории за пределами двух республик. По данным Елисейского дворца, сегодня их 500 рядом с Южной Осетией и 500 рядом с Абхазией. Что касается тысяч российских солдат, дислоцированных в Абхазии и Южной Осетии без каких-либо законных оснований, европейцы, похоже, смирились с их присутствием. Этот вопрос будет рассмотрен "позже", говорят в Париже. В то же время Москва намерена уже на этой неделе подписать "договоры о сотрудничестве" с двумя республиками, предусматривающие долгосрочное размещение российских военных баз на их территории.
Грузинская территориальная целостность
Прибыв в Кремль 12 августа, Николя Саркози упоминал о ней. По выходе он стал первым европейским лидером, засвидетельствовавшим ее кончину. Впервые в тексте проекта международного урегулирования было опущено упоминание принципа территориальной целостности Грузии, что сделало возможным следующий шаг России: признание независимости Абхазии и Южной Осетии 26 августа. Потом многие европейские лидеры, включая самого Николя Саркози, вспомнили, что принцип территориальной целостности является основой европейского порядка начиная с 1945 года. Но теперь уже никто не решается представить, как вернуть эти территории Грузии. "Если одной стране позволить менять границы другой страны, это произойдет. Если мы допустим, чтобы через Европу была проведена новая черта, так и будет", - предупреждал в выходные американский вице-президент Дик Чейни. Именно с этим уже практически согласились европейцы.
Возвращение беженцев
В Южной Осетии оставалось еще много грузинских деревень, которые были разорены, сожжены, а некоторые даже стерты с лица земли бульдозерами. Осетинские войска при поддержке российской армии воспользовались войной, чтобы захватить грузинские деревни, входившие в состав их республики в советские времена, но затем вышедшие из-под их контроля. Более 10 тыс. грузин бежали из Южной Осетии и ее окрестностей. Еще около 4 тыс. покинули Кодорское ущелье, захваченное абхазскими войсками. К этим новым беженцам следует прибавить тех, что стали жертвами конфликта начала 1990-х: тогда 250 тыс. грузин были вынуждены бежать из Абхазии. Несколько десятков тысяч только-только начали возвращаться в последние годы в Гальский район, где жили в очень напряженной обстановке. В мирном плане Медведева-Саркози тоже ни слова не сказано о ключевом вопросе беженцев. Забыть о них - значит одобрить осуществляемую этническую чистку.
Европейская миссия
Одна из целей Саркози в этот понедельник - добиться того, чтобы Москва согласилась на отправку европейской миссии наблюдателей. Но и в этом пункте европейской отваге есть предел: в первое время европейцы планируют направить своих людей (150-200 человек, в основном полицейских) в Тбилиси и зоны, приграничные с Южной Осетией и Абхазией. "Они будут следить за грузинами", - шутят в Москве, утешая себя тем, что европейцы все больше втягиваются в дела региона. По логике, европейские наблюдатели должны иметь доступ также в Южную Осетию и Абхазию. Однако российские лидеры находят удовольствие в том, чтобы заявлять, что этот вопрос следует обсуждать с властями Абхазии и Южной Осетии, но европейцы их не признают, а те, в свою очередь, доверяют только "российским миротворческим силам".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях