Ha'aretz | 9 сентября 2003 г.
Шансы Ахмеда Куреи
Редакция
Ахмед Куреи, более известный как Абу Аля, возник в поле зрения израильтян 10 лет назад. Этот человек, представлявший Организацию освобождения Палестины на секретных переговорах в Осло, появился из тени, чтобы наравне с Шимоном Пересом поставить свою подпись под декларативным историческим соглашением, в котором два конфликтующих народа взаимно признавали друг друга и давали обещание следовать пути примирения. Абу Аля, со своей улыбкой энтузиаста, явился для миллионов людей по обе стороны воплощением надежды и стремления к будущему, в котором будут царить мир и спокойствие.
Теперь, после того как Ясир Арафат назначил Куреи новым премьер-министром палестинской администрации, вряд ли можно сказать, что его появление вызывает большой энтузиазм в Израиле. После Осло уже было слишком много назначений, слишком много упущенных возможностей, слишком много за последние годы было пролито невинной крови, чтобы смена персонала в Рамаллахе зарождала новую надежду. Старого помощника председателя Арафата, Махмуда Аббаса, назначенного, а затем смещенного Арафатом, сменяет другой помощник-ветеран. Все ставки делаются на то, что он провалится и его заставят уйти с практически невыполнимой работы.
Тем не менее весьма примечательна сама по себе готовность Куреи принять это сложное предложение. Условия, которые он выставляет, - более энергичное участие США и членов Квартета в устранении израильской угрозы для Арафата - это признак политической мудрости.
После возвращения на палестинские территории вместе с Арафатом Куреи производил впечатление относительно умеренной фигуры. Он участвовал в жизни своего народа и был избран членом палестинского законодательного совета. Он также принимал участие в политическом процессе, но спикер совета - это не тот человек, который задает политику и воплощает ее. И теперь его отсутствие на протяжении последних лет в штаб-квартирах, где принимались ключевые решения, может быть истолковано в его пользу.
После вступления во власть Куреи столкнется с двумя главными испытаниями: ему будет нужно утихомирить "Хамас" и "Исламский джихад", а также "Танзим", связанный с его собственным движением "Фатх". Кроме того, ему будет необходимо сохранить независимость от Арафата. Эти два испытания взаимосвязаны: для того чтобы взять верх над террористическими организациями, ему нужно получить контроль надо всеми службами безопасности в Палестинской автономии.
Отказ Арафата передать командование силами безопасности в руки Аббаса оказался именно тем, что поставило крест на премьерстве Аббаса. Для председателя такой поступок был типичным, ибо нечто подобное он совершал на протяжении всех прошедших лет. Он никогда не терпел при себе влиятельного "номера 2" или заместителя с широкими полномочиями. Арафат был и остается автократом. И в Иерусалиме, и в Вашингтоне, и даже в Рамаллахе были такие, кто тешил себя надеждой, что власть Арафата настолько ослабла, что стареющий лидер перестал играть какую-либо роль на территориях. Однако события последних дней доказывают, что все не так просто, а события последних лет вплоть до настоящего момента - что Арафат - это не тот человек, который поведет свой народ к миру с Израилем. Куреи придется прокладывать себе путь через это скопище неразрешимых проблем.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях