Financial Times | 9 апреля 2001 г.
Литература для среднего класса
Аркадий Островский
У Григория Чхартишвили, автора самых популярных российских детективов, большие амбиции.
Когда в книжных магазинах появились детективные романы Бориса Акунина, озадачены были даже московские литературные круги.
Героем романов является частный детектив Эраст Фандорин. Действие происходит в девятнадцатом веке. Книги написаны изящным слогом того времени. Однако никто не слышал о существовании этого автора.
Дело в том, что одного из самых популярных российских писателей Бориса Акунина не существует в реальной жизни. Его придумал Григорий Чхартишвили, ученый и переводчик японской литературы, до недавнего времени заместитель главного редактора одного серьезного литературного журнала.
Чхартишвили говорит, что придумал псевдоним ?Акунин?, чтобы сохранить свою академическую идентичность. Но для Чхартишвили ?Акунин? - не просто литературный псевдоним. Он является частью литературного проекта писателя проекта, ставшего одним из самых громких событий российской культуры за последние две года.
Цель - создать коммерческую литературу для российского среднего класса и способствовать развитию национальной популярной культуры высокого уровня.
?В России никогда не было коммерческой литературы для среднего класса - отчасти из-за того, что не было среднего класса, - говорит Чхартишвили. - У нас была либо макулатура, которые интеллектуалы стыдились читать, либо высоколобая литература, но ничего посередине?.
За два года Чхартишвили написал 12 романов. Он считает, что его проект сможет заполнить этот пробел. Но появление такого писателя свидетельствует также об изменении читательских привычек в России.
В течение нескольких веков в России считалось, что поэт - это больше чем поэт. От Пушкина до Солженицына писатели играли роль пророков, учителей, философов.
Литература и развлечение были противоположностьями. Другой вопрос, что ?Анна Каренина? и ?Война и мир? расходились в России большими тиражами, чем любая коммерческая литература до и после Толстого.
?В России происходит реструктуризация чтения. Серьезные литературные журналы уже не могут похвастаться тиражами в 3 миллиона экземпляров, как это было в советские времена. Литература утратила центральное место в обществе, которое всегда занимала?.
Чхартишвили не считает себя серьезным писателем. ?Серьезный писатель пишет для себя, не обращая внимание на то, читают его или нет. Я пишу только для своих читателей. Я развлекаю?.
Его романы являются символом перехода России в новый этап развития капитализма и трансформации российской интеллигенции в средний класс.
Тот факт, что действие романов Акунина происходит в семидесятых-девяностых годах позапрошлого века, отнюдь не случаен. Эпоха, последовавшая за отменой крепостного права, тоже считается временем зарождения российского капитализма.
?То время очень важно для понимания нынешнего положения России. И тогда, и сейчас Россия переживала период экономических реформ. И тогда, и сейчас она стояла на перекрестке, выбирала между особым путем России и интеграцией в Европу, между индивидуальными и коллективными ценностями?.
Романы Акунина написаны на языке семидесятых годов позапрошлого века. Будучи профессиональным переводчиком, Чхартишвили умеет имитировать стилистику оригинала.
В романах Акунина он пользуется языком Достоевского, практически уничтоженным большевистской революцией.
Стиль романов определяется не только модным шармом языка девятнадцатого века.
Пользуясь языком ушедших времен, Чхартишвили пытается навести мост между двумя эпохами российского капитализма и пробудить особый дух, давно исчезнувший из российской жизни.
Воплощением этого духа является Эраст Фандорин, тайный агент, ставший частным детективом, раскрывающий сложные преступления, как правило, связанные с политическими заговорами, иногда международными. Фандорин, центральный персонаж романов Акунина, одновременно является российским Шерлоком Холмсом и Джеймсом Бондом.
Элегантный, крепкий умом и телом, удачливый, но не игрок, галантный, но сдержанный, Фандорин являет собой редкую породу российского джентльмена или российского европейца.
?В Фандорине есть то, чего - по различным политическим и исторически причинам - никогда не было в русском характере: благородной сдержанности, уважения к личной жизни, чувства собственного достоинства. Он является контрастом к национальному характеру, но противоположность всегда привлекательна?.
Fandorin.ru, интернет-сайт, созданный поклонниками романом Акунина показывает, насколько Фандорин привлекателен. В этом году он появится на телеэкранах. В одном московском театре идут репетиции спектакля о Фандорине.
?В России никогда не было собственной массовой культуры. Американское влияние здесь сильнее, чем во многих европейских странах. Россия еще может удивить мир своей литературой?.
Романы Акунина уже переведены на французский и итальянский. Готовится перевод на английский язык.
Попивая эспрессо в одной из многочисленных московских кофеен и говоря о продаже прав телевидению, Чхартишвили воплощает собой переход от интеллигенции к среднему классу.
В отличие от многих интеллектуалов, которым становится все более некомфортно в России Владимира Путина, Чхартишвили считает, что это - его время.
?Был момент, когда мне, как каждому нормальному человеку, хотелось уехать за границу. Я рад, что не сделал этого?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях