La Stampa | 9 апреля 2003 г.
Погибли украинец и испанец, многочисленные жертвы
Корреспондент
Американцы устроили бойню в гостинице, где проживают журналисты. По заявлениям Мадрида, американцы занесли гостиницу в список военных целей еще за 48 часов до обстрела. Бомбардировке также подвергся офис телекомпании Al Jazeera: один репортер убит, его коллеги обратились за помощью к Красному Кресту.
11:03. В холле гостиницы "Палестина" стекла задрожали сильнее, чем обычно, и спустя мгновение посыпались фрагменты штукатурки. Было ясно - случилось что-то серьезное. Гостиница поверглась обстрелу, американский танк только что выстрелил по балкону, на котором стояли телекамеры агентства Reuters и Пятого канала испанского телевидения. Через несколько секунд разыгралась настоящая драма: десятки журналистов устремились к лифтам, чтобы подняться на верхние этажи. Но лифт не едет. Кто-то выругался. Было видно, что кабина остановилась на 15 этаже. Через несколько секунд всем станет ясно почему.
Раздается характерный звук, и двери лифта открываются, высвобождая кричащих людей ? они несут завернутое в одеяло тело: это Тарас Процюк, украинский оператор агентства Reuters. Через пару минут вниз спускается еще одна группа коллег. Они тащат на матрасе окровавленное тело испанца Хосе Коусо. Другие ранены, но способны передвигаться сами. Одной девушке из Ливана в голову попал осколок. Фердинандо Пеллегрини, корреспондент радио, весь в крови, бежит вместе с остальными ? кажется, он тоже ранен. Нет, это кровь коллег, которым он пытался помочь.
Машины выезжают в направлении больницы Saint Raphael. Пока доехали, украинец уже умер. В больнице пытаются спасти испанца, ампутировав ему ногу, но бесполезно: он тоже умирает.
В ожидании новостей в гостинице воцаряется какая-то неправдоподобная тишина - все мы чувствуем, как улетучивается глупое ощущение безопасности, которое зачастую сопровождает журналистов. В сущности, мы ни в чем не отличаемся от каких-нибудь древних племен: передвигаемся по отдельности, собираемся вместе только для еды и сна, рассказываем друг другу о своих приключениях, зачастую приукрашивая события, любим поговорить об опасностях, которых "чудом удалось избежать". При этом все мы в глубине души убеждены, что журналист - это существо особое, более защищенное, более умное и проницательное, чем остальные. Но достаточно было одного выстрела, что вернуть нас с неба на землю.
Похоже, что лейтмотивом двадцатого дня войны стала "охота на журналистов". Конечно, американцы делают это не нарочно, однако бомбардировка багдадского отделения канала Al Jazeera (один журналист убит, один оператор ранен, 25 человек до сих пор сидят в подвале, не рискуя выйти на улицу, где продолжается бешеная стрельба), обстрел Abu Dhabi TV и, наконец, обстрел гостиницы "Палестина" вызывают, мягко говоря, недоумение. В результате обстрела Al Jazeera лишилась одного из самых знаменитых телевизионных журналистов арабского мира - Тарика Аюба. Но больше всего нас раздражает объяснение, которое дало американское командование: "Танк хотел защититься от огня снайперов, который велся с крыши гостиницы". В гостинице находятся по крайней мере 300 журналистов, готовых подтвердить, что на крыше не было не то что снайпера, а даже ребенка с рогаткой.
Сообщение из Мадрида: по сведениям испанского правительства, американцы включили гостиницу "Палестина" в список военных целей за 48 часов до ее обстрела, поскольку считали, что там скрываются некоторые иракские руководители.
Тем временем, пока одни журналисты уходят, другие приходят: иорданское агентство "Петра" заявило, что из Аммана в Багдад их прибыло 40 человек.
Вчерашняя атака на "Палестину" произошла следующим образом: сначала два танка Abrams в 9 часов утра появились на мосту Al Jumuryah (Мост республики), пытаясь пройти с западного берега, который находится под контролем американцев, на противоположный, где еще продолжается сопротивление. Затем к ним присоединился третий танк. В течение почти трех часов с двух концов моста стороны обменивались артиллеристскими ударами, в том время как с воздуха F-10 продолжали бомбить войска иракцев. От моста до фасада гостиницы примерно 900 метров. Вдруг второй из трех танков повернул башню в направлении гостиницы и выстрелил. Снаряд попал в угол здания рядом с номером 1503. Всех тех, кто находился в этом номере, убило осколками.
Возможны только две версии случившегося: либо экипаж танка принял телекамеры, стоявшие на балконе гостиницы, с РПГ (что, кстати, нередко случается в зонах военных действий), либо просто попал не туда, куда рассчитывал.
Тот факт, что сегодня среди жертв так много журналистов, конечно, не меняет общей картины и вызывает обеспокоенность разве что у самого журналистского сообщества. Однако он помогает лучше понять, с какой "хирургической точностью" проходят бомбардировки и налеты американцев на столицу. Спустя несколько минут после случившегося министр информации Ирака Аль Шааф прибыл на место, не упустив возможности выступить. Он говорил, что не испытывает никакого страха и призвал журналистов тоже не бояться. "Американцы окружены и не могут выйти из своих танков, они сдадутся, мы их атакуем с новыми силами, мы их уничтожим. Этот последний удар демонстрирует, какая у них началась истерика".
Первый раз в привычно бредовых речах министра звучит элемент правды. Недавно многие видели, как морские пехотинцы убили двух иракских солдат, сдавшихся в плен на набережной Тигра, и вот сегодня мы стали свидетелями бессмысленных атак на гостиницу. А кто знает, сколько еще произошло эпизодов, которых никто не видел. Непредвиденное затягивание войны, появление первых пленных из рядов союзников, рост "сопутствующих потерь" и, наконец, атаки камикадзе сделали войска коалиции более пугливыми и нервными.
Несмотря на стратегический союз, различие в тактике английских и американских частей становится все более очевидным. Британские войска на юге Ирака ведут традиционную войну, пользуясь столетним опытом и постоянно обращая большое внимание на настроение населения, задумываясь о последствиях, в том время как дивизии Буша двигаются поспешно, все чаще вызывая у населения злость, которая будет витать в воздухе и по окончании войны.
Сейчас к самолетам добавились вертолеты Apache, которые бомбардируют сотни целей. Их танки бьют по фасаду министерства планирования, их бомбы пытаются достать Саддама в жилых районах, число жертв уже никто не подсчитывает. Больницы, где не хватает лекарств, предметов первой необходимости, даже ниток, чтобы зашивать швы, переполнены ранеными.
Вчера американские бронемашины пытались перейти реку Тигр, сначала по Мосту республики, а потом по мосту Синак, но встретили более упорное сопротивление, чем накануне. В кварталах к востоку от реки несложно было заметить отряды федаинов, которые готовились к отражению атаки. Было видно, как по улицам передвигались джипы ополченцев и десятки мотоциклов с людьми, вооруженными РПГ. Река Тигр превращается в настоящую линию фронта.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях