The Washington Times | 9 апреля 2008 г.
Противоракетная оборона
Хелл Дейл
Решение членов НАТО об одобрении планов США по размещению третьего в Европе объекта противоракетной обороны, принятое на прошлой неделе в Бухаресте, является огромным шагом вперед для альянса и для американской и европейской безопасности. Это достижение американской дипломатии, которое многие считали невозможным.
Россия, которая не является членом НАТО, но состоит в соглашении о "партнерстве", яростно протестовала против планов США по размещению систем ПРО, но ее гнев оказался бессильным. Россия добилась успеха, заставив европейцев воспротивиться присоединению Грузии и Украины к плану действий по вступлению к НАТО, но по системам ПРО Россия потерпела крупное поражение.
На последовавшем затем черноморском саммите Владимира Путина и Джорджа Буша российский президент наотрез отказался от предложения Буша поделить системы ПРО с Россией. Ну и пусть обижается. Русские не могут влиять на решения суверенных государств о защите от растущей опасности распространения ракет и ядерной угрозы.
Оппозиция России системам ПРО неоправданна с фактической точки зрения, но это не значит, что она иррациональна. Русским не стоит бояться американских противоракетных перехватчиков, не оснащенных боевой частью, которые будут размещены в Польше, и новой радарной установки в Чехии (в дополнение к существующим американским радарам в Великобритании и в Гренландии). Тем не менее, поражение в вопросе ПРО имеет символическое значение для российского правительства, так как тот же вопрос сыграл ключевую роль при падении Советского Союза.
По стечению обстоятельств, саммит НАТО совпал с 25-й годовщиной заявления тогдашнего президента Рейгана о Стратегической оборонной инициативе (СОИ).
Критики в США тут же высмеяли планы Рейгана, назвав их научной фантастикой. Тем не менее, новость о СОИ заставила руководство Советского Союза охладить свою спесь. Эта ситуация напоминает положение в Ираке, который лидеры "Аль-Каиды" рассматривают как главное поле боя, но здесь, дома, некоторые демократы таковым его не считают.
Серьезность, с которой советские лидеры отнеслись к СОИ, проявилась на встрече Рейгана и Михаила Горбачева в Рейкьявике. Горбачев предложил самое существенное сокращение ядерных вооружений в истории - уменьшение числа советских и американских ракет вдвое - если Рейган откажется от СОИ. В тот момент СОИ существовала только на бумаге, а потому предложение было потрясающим. По сути, предложение Горбачева прозвучало настолько драматично, что только подкрепило веру Рейгана в собственную идею. Если СОИ имеет такое большое значение для русских, то и для американцев она значит не меньше. Рейган встал из-за стола переговоров с чувством триумфа, которым могут похвастаться немногие политики.
Советское Политбюро зациклилось на СОИ, несмотря на то что сама Россия построила ограниченную систему противоракетной обороны вокруг Москвы в нарушение Договора по противоракетной обороне между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В 1980-х годах Советский Союз тратил 25% своего ВВП на военный сектор и приближался к банкротству. Он просто не мог себе позволить увеличение расходов.
Соединенные Штаты, напротив, процветали благодаря экономической политике Рейгана, тратили только 6% на военные нужды и легко могли себе позволить увеличение затрат. Горбачев осознавал, что Советский Союз переживает кризисный период своей жизни. Не прошло и нескольких лет, как с грохотом пала Берлинская стена.
Может ли кто-то сейчас сомневаться в том, что нынешнее руководство России помнит об этих унизительных событиях своей недавней истории? Путин, который просматривает труды российских политических философов и историков в поисках основополагающей философии возрождающейся националистической России, разумеется, не сможет недооценить исторической важности СОИ.
Это означает не только то, что США сохраняют за собой лидирующие позиции в Европе, но и указывает на тот факт, что российская экономика - ничто по сравнению с американской, даже во времена процветания российского экспорта. И мы можем позволить себе увеличение расходов на ПРО.
Некоторые скажут, что решение гладить против шерсти российское руководство является серьезной ошибкой. Но в данный момент очевидно, что Россия под влиянием Путина - даже когда он официально покинет президентский пост - будет преследовать свои собственные интересы. И Соединенные Штаты и их союзники могут без стеснения вести себя таким же образом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях