Bunte | 9 апреля 2009 г.
Стресс под землей
Борис Райтшустер
"Пребывание в метро вредит вашему здоровью". Если российские психологи правы, то вскоре предупредительная надпись, подобная той, что на сигаретных пачках, должна появиться и на проездных билетах
Усталость? Упадок сил? Неспособность сосредоточиться? Как все это знакомо! Как и последующие угрызения совести! Безосновательные, как сейчас выясняется. Теперь, по крайней мере, для жителей городов-миллионников найдено оправдание, на которое можно списать любое недомогание - и не только. И пусть на первый взгляд это может показаться странным, но во всем виновато метро. Спуск под землю сокращает время, затрачиваемое на дорогу, и - с учетом нашей продолжительности жизни - высвобождает целые недели. Но расплачиваться за это приходится ни много ни мало психическими расстройствами. В этом, по крайней мере, уверены московские психологи. И они знают, что говорят. Метро в российской столице - одно из крупнейших в мире, ежедневно оно перевозит по 8,5 миллионов человек. Именно оно, утверждают специалисты, и опасно для психики - особенно в том случае, если пользоваться им регулярно.
Если верить ученым, мнение которых опубликовано в "Новых известиях", то, возможно, вскоре все входные двери в метро придется снабдить надписями, подобными тем, что красуются на сигаретных пачках - "Езда в метро сокращает Вашу жизнь".
Возможное последствие - "акустикофобия"
Существует сразу несколько факторов, которые делают ежедневные поездки в метро небезопасными для здоровья. Грохот, прежде всего постоянный шум в вагонах, действует на пассажиров удручающе и может привести к "акустикофобии", боязни громких звуков, предупреждает врач Вячеслав Лазарев. "Через несколько месяцев ежедневного пребывания в метро по часу или два в день у человека развивается хроническая транспортная усталость", - говорит он. Наконец-то я, закоренелый автоскептик и постоянный пассажир метро, понял, в чем причина того, что по утрам я обычно с трудом продираю глаза, а в течение дня зеваю гораздо чаще, чем мне бы того хотелось.
При этом, если верить психологам, утренняя вялость - это еще более или менее невинное последствие поездок на метро. Уровень шума, приближающийся к издаваемому циркулярной пилой, может даже стать причиной депрессии. Раздражительность - это тоже возможное последствие пользования метрополитеном, утверждает психолог Инна Иголкина. "К беспричинным ссорам в метро склонны люди, у которых и так все в жизни непросто. Шум лишь усиливает их расстройства, расшатывает изначально неустойчивую психику", - поясняет она.
Другой раздражающий фактор - постоянное вторжение посторонних людей в "интимное" пространство, предупреждает Иголкина. Бывает, что сосед поневоле не радует не только наш глаз, но и нос (об индустриальных запахах, например, о воняющем смазочном масле мы здесь даже не будем упоминать). Совет психолога: "Старайтесь выбирать такое место в вагоне, чтобы в вашу интимную зону - в радиусе 40-50 сантиметров - попадали люди, которые вам симпатичны". Легче сказать, чем сделать, по крайней мере в час пик, который в Москве продолжается чуть ли не целую вечность, когда собственным телом ощущаешь, насколько туго набит кошелек соседа и не страдает ли он прогрессирующим целлюлитом.
Неудивительно, что подобная близость иногда приводит к клаустрофобии (боязни замкнутого пространства), к социофобии (нежеланию общаться с незнакомыми людьми) или к паническим атакам - в этом, во всяком случае, уверен психотерапевт Сергей Назаров. Не менее распространена и мания преследования. Так, "Новые известия" рассказывают о 20-летней москвичке, которая перестала пользоваться метро после того, как однажды некий пассажир вышел вместе с ней на той же станции и направился в тот же переход, которым воспользовалась девушка. Перейдя на другую ветку, он опять вошел в тот же вагон, что и она - что на непредвзятый взгляд вполне могло оказаться простым совпадением. Клептофобия (страх быть обворованным) - это тоже весьма распространенное расстройство; страдающих ею можно, как правило, опознать по тому, как они прижимают к себе свои сумки и не сводят с них глаз, опустив очи долу, как грешники в церкви в день покаяния и молитвы.
Впадать в транс - это целое искусство
Не столь отягощающим явлением может показаться "острый информационный голод", жертвы которого беспрерывно и безостановочно перечитывают все рекламные объявления в вагонах. Не исключено, что подобные последствия пребывания в метро приносят барыши торговле и даже способствуют тем самым подъему экономики. Зато объявление "Осторожно, двери закрываются", хоть и продиктовано благими намерениями, но имеет эффект прямо противоположный. Оно заставляет пассажиров нервничать, так, по крайней мере, утверждает Александр Немцов из московского Института психиатрии. А что говорить о стрессе, который вызывает любая внезапная остановка поезда в туннеле! Она порождает чувство страха и безысходности, уверена Яна Дубейковская, директор Центра прикладного психоанализа.
На фоне подобных предупреждений целой команды профессионалов законодателям следовало бы подумать, не целесообразно ли обязать эксплуатационников вместе с билетами в метро выдавать пассажирам инструкцию с перечислением всех рисков и побочных эффектов, вроде той, что фармацевтические компании прилагают к своим лекарствам. Одно из возможных последствий - это транс, нечто среднее между сном и бодрствованием, в который впадают многие пассажиров, и это, по утверждению психологов, еще далеко не худший вариант, даже если ты ненароком проедешь свою остановку.
При этом данному искусству еще нужно научиться. Несмотря на все мои попытки мне до сих пор не удавалось таким образом - мимоходом (или мимоездом?) - сократить дефицит сна. Возможность пересесть на автомобиль мною в расчет не принимается - слишком большие пробки, слишком удушливы клубы выхлопного газа. Положение казалось безнадежным. До тех пор, пока я не нашел чудо-средство от той ужасной усталости, которую вызывают регулярные поездки в метро - я просто стал раньше ложиться спать.
Борис Райтшустер - руководитель Московского бюро журнала FOCUS
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях