Libération | 9 августа 2005 г.
Лондонские террористы-"любители"
Марк Семо
Все статьи обвинения - "тяжелые": заговор, хранение взрывчатки и покушение на убийство в террористических целях. Трое из исполнителей несостоявшихся терактов 21 июля в Лондоне - 27-летний Моктар Саид Ибрахим, 24-летний Ясин Хасан Омар, 25-летний Мохаммед Рамзи, - и еще один мужчина, 32-летний Манфо Кваку Аседу, который был связан с этой группой и избавился от взрывного устройства, не приведя его в действие, - впервые предстали вчера перед судьей в тюрьме Белмарш. Четвертый предполагаемый террорист, 27-летний Хамди Исаак, находится в заключении в Риме.
Десятерым подозреваемым, из которых "практически все имеют отношение" ко второй волне терактов, предъявлены обвинения. Однако еще многое предстоит выяснить по поводу атак 7 июля, в результате которых 56 человек погибли и более 700 получили ранения.
Что известно об исполнителях терактов 21 июля? Это небольшая неформальная группа приятелей - уроженцев стран Африканского Рога. Эритреец Моктар Саид Ибрахим и его сомалийский друг Ясин Хасан Омар приехали в Великобританию еще в детском возрасте вместе с родителями, около двадцати лет назад. Мелкий правонарушитель, неоднократно судимый за кражи, Моктар получил в 1992 году британское подданство - как и Ясин, живший на пособие. Эфиопец Хамди Исаак приехал из Италии в 1996 году по фальшивым сомалийским документам.
Вначале совсем или почти не религиозные, эти молодые люди стали радикалами, посещая фундаменталистские мечети "Лондонистана", вроде мечети в Финсбери-парке (на северной окраине Лондона). Лидер группы, Моктар Саид Ибрахим, "показывал им DVD-диски с записями зверств войны в Ираке", - рассказал Хамди Исаак. Они почти не таились. По словам местных торговцев, Ясин Хасан Омар открыто афишировал свои симпатии к бен Ладену. Еще два года назад руководство мечети в Стокуэлле (южная окраина Лондона) жаловалось полиции на "экстремизм" Хамди Исаака.
Таким образом, они разительно отличаются от террористов 7 июля - первых камикадзе, действовавших на европейской земле. Все трое пакистанцев, входивших в группу, в частности их лидер, 30-летний Мохаммед Сидики Хан, родились в Великобритании и выглядели вполне интегрированными в британское общество - вплоть до страстной любви к крикету.
Были ли они связаны с группой 7 июля? Сходство между двумя волнами атак (в обоих случаях объектами их были три станции метро и автобус) очевидно. Но возможно, речь идет о простом эффекте подражания. "Не существует явной связи, но есть общий контекст", - осторожно говорит шеф Скотленд-Ярда Иэн Блэр. На данном этапе расследования доказательств связи между двумя группами нет. В группе 7 июля Мохаммед Сидики Хан играл роль связного между ее участниками и высшим руководством: он несколько раз выезжал в Пакистан. Кроме того, его опознал Мохаммед Джунаид Бабар, эксперт "Аль-Каиды" по компьютерным программам, арестованный американцами в прошлом году. Полицейские к тому же обнаружили доказательства его неоднократных телефонных звонков в Саудовскую Аравию. Ничего подобного группа 21 июля не делала.
Скотленд-Ярд продолжает работать над установлением типа использованной взрывчатки. Глава нью-йоркской полиции Рэй Келли заявил, что речь идет о HMTD - взрывчатом веществе, которое легко изготовить из продуктов, продающихся в супермаркетах. Это не означает, что взрывчатка была изготовлена одним человеком.
Очевидны и различия в методах действия. Первые террористы подготовились очень тщательно, вторые этим вовсе не отличались. Их взрывчатка не сработала, потому что они неправильно ее хранили - например, оставляли на жаре.
Действительно ли они были камикадзе? Находящийся под арестом в Риме, Хамди Исаак утверждает, что их группа "не собиралась никого убивать, а хотела только напугать". Когда судья заметил ему, что при взрыве мог погибнуть он сам, тот ответил: "Тогда это действительно было бы преступлением". Он явно заинтересован в том, чтобы делать акцент на "любительском" характере банды. Но все же странно, что все эти "джихадисты", готовые к смерти, не оказали сопротивления при задержании.
Некоторые факты, касающиеся терактов 7 июля, позволяют думать, что и в этом случае речь шла о "камикадзе поневоле". Разве не взяли они билетов на поезд в оба конца? Заявления начальника нью-йоркской полиции о том, что взрывные устройства были приведены в действие по мобильным телефонам, дали повод к новым спекуляциям по этому поводу. Но как объяснить, что четвертый взрыв - в автобусе - произошел часом позже? К тому же британские полицейские напоминают, что камикадзе оставили в своих сумках документы, позволявшие их опознать, чтобы заявить о себе как о мучениках.
Насколько велика опасность новых терактов? На прошлой неделе, не взяв на себя прямо ответственность за атаки 7 июля, второй человек в "Аль-Каиде", египтянин аз-Завахири пригрозил Соединенному Королевству "новыми разрушениями". До сих пор полицейским из антитеррористической бригады не удалось установить организаторов взрывов. "Тем не менее есть люди, которые планировали, вербовали, делали бомбы", - отмечает эксперт по терроризму Пол Уилкинсон. Не исключено, что Харун Асват, британец индийского происхождения, высланный в воскресенье из Замбии, не является разработчиком операции, как полагают некоторые.
Версия, согласно которой группа 21 июля действовала по собственной инициативе, вызывает большую тревогу, так как она указывает на вероятность эффекта "соревнования". Опросы общественного мнения показывают, что от 5 до 6% британских мусульман (всего их насчитывается 1,6 млн человек) одобряют действия камикадзе. А это более 80 тыс. человек! Высокопоставленный полицейский чин, на которого сослалась газета The Independent, признал, что отныне существует "не только террористическая угроза, но и угроза мятежа".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях