The New York Times | 9 августа 2005 г.
Американские спасатели утверждают, что батискаф запутался в сетях вместе с гидрофоном
Кристофер Дрю
Российский батискаф, спасенный в минувшее воскресенье, попал в ловушку в глубинах Тихого океана после того, как его гребной винт был выведен из строя старой рыболовецкой сетью, которая и опутала судно и подводную российскую систему наблюдения - шумопеленгаторную гидроакустическую систему, размеры которой больше, чем киноэкран. Об этом сообщили американские военно-морские спасатели, которые помогали вызволить семерых моряков батискафа из морских пучин.
Спасатели, которые дали интервью по телефону вскоре после своего возвращения на базу в Сан-Диего, США, сказали, что сети так сильно запутали батискаф в антенне-гидрофоне, что британскому спасательному аппарату было трудно близко подойти к затонувшему батискафу и отрезать все эти сети во время напряженной пятичасовой операции по спасению судна.
После того как "рука" британского судна-робота удалила большинство сетей, в которых запутался батискаф, российские командиры, находившиеся на ближайшем спасательном судне, приказали экипажу батискафа накачать сжатый воздух в балластные емкости батискафа. Это позволило снизить вес батискафа и направить его вверх с силой, достаточной для того, чтобы разорвать последние путы сетей, удерживающих батискаф.
На спасательном судне находились четверо американских военно-морских спасателей. В телефонном интервью двое из них сказали, что российский батискаф за две-три минуты поднялся на поверхность из своей ловушки на глубине 625 футов возле побережья Камчатки.
Несмотря на то, что всплытие батискафа было неуправляемым, он благополучно поднялся на поверхность между двумя спасательными судами "чисто благодаря удаче", сказал один из спасателей, капитан-лейтенант Герард Демерс.
Рассказы американских военно-морских спасателей помогли разобраться в противоречивых сообщениях российских официальных лиц во время трехдневной гонки по скорейшему освобождению батискафа, прежде чем у моряков, которые жались друг к другу в холоде и темноте, кончится воздух.
После того как батискаф попал в ловушку в минувший четверг, командование российского флота сообщило, что судно запуталось в рыболовецкой сети. Но к пятнице некоторые официальные лица стали говорить иное: что кабель запутался в тросах, соединенных с находящейся на дне океана антенной гидроакустической системы, цель которой - обнаруживать иностранные подводные лодки, которые будут проплывать недалеко от расположенной здесь российской военно-морской базы.
Эта антенна - большой гидрофон, который сканирует морские глубины и пеленгует шум от подлодок. Он кажется рудиментом игр в "кошки-мышки" времен холодной войны, которые происходили в морских глубинах. Некоторые российские официальные лица утверждают, что батискаф проводил осмотр гидрофона и затем запутался в нем из-за сетей.
Американский спасатель Том Перкинс говорит о том, что кадры видеосъемки с британского спасательного судна были темными, поэтому британским специалистам было очень трудно управлять "рукой" аппарата-робота.
Спасатели состоят в отряде американских военно-морских спасателей на базе "Норс айленд" под Сан-Диего. В пятницу вечером они прилетели на полуостров Камчатка с тоннами спасательного оборудования, в том числе привезли с собой два американских спасательных аппарата, сходных по конструкции с британским. Но британцы прибыли раньше, и американские военно-морские спасатели помогали им на месте проведения операции. Западные официальные лица сообщили, что российских моряков спасли за 3-6 часов до того, как у них должны были закончиться запасы воздуха.
В интервью, которое они дали вчера на Камчатке, несколько спасенных моряков подтвердили то, что предполагал ряд экспертов: они лежали в темноте, в гидрокостюмах, при низкой температуре.
Агентство Associated Press сообщило, что морякам приказали дышать как можно менее глубоко - чтобы выделялось меньше углекислого газа, и что запасы воды были очень малы - каждый моряк получал четыре глотка воды в день.
"Мы поняли, что попали в ловушку", - сообщил в интервью один из членов экипажа, Геннадий Болонин.
"Было холодно, очень холодно", - сказал в интервью другой моряк, находившийся на батискафе.
Associated Press сообщило, что некоторые моряки написали прощальные письма своим близким. Но командир батискафа, 25-летний Вячеслав Милашевский, сообщил, что он и его экипаж никогда не теряли веры.
"Мы до последнего верили, что нас спасут", - сказал он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях