The Telegraph | 9 августа 2005 г.
После спасения российского экипажа начинается охота на козла отпущения
Ник Аллен
У экипажа российского батискафа, спасенного британской командой в Тихом океане, оставалось кислорода только на шесть часов, а воды было только несколько глотков в день.
Моряки батискафа написали прощальные письма своим семьям, ожидая в холоде, на глубине 625 футов ниже поверхности воды, когда кто-то придет к ним на помощь. Эти факты выяснились вчера.
У семерых моряков батискафа АС-28, который был освобожден от рыболовецких сетей британским аппаратом Scorpio 45, для поддержания сил в 75-часовом суровом испытании имелись только сухари.
"Самое главное - не хватало воды, - говорит моряк Александр Уйбин. - Ну и с кислородом тоже проблемы были, не сильно, но чувствовалось, что организму не хватает".
Другой человек, который был в экипаже подлодки, Геннадий Болонин, боролся с сильным желанием покурить тем, что посасывал незажженную сигарету.
"Когда батискаф выбрался на поверхность, первое, что я хотел сделать, было покурить, - сказал Болонин, представитель фирмы, которая сконструировала батискаф "Приз" в 1980-е годы (заместитель главного конструктора нижегородского ЦКБ "Лазурит" - Inopressa).
Но национальная эйфория в связи с чудесным спасением экипажа батискафа омрачена опасениями, что флотское начальство может сделать козлом отпущения за эту аварию молодого капитана батискафа.
Некоторые считают, что российские адмиралы, смущенные тем, что люди были спасены военно-морскими силами Великобритании, переложат ответственность на 25-летнего капитана-лейтенанта Вячеслава Милашевского.
"Увидите - они переложат вину на моего мужа, например, скажут, что все произошло потому, что он молод и неопытен", - говорит Елена Милашевская.
"Но Слава - виртуоз в управлении этим судном. Он знает "Приз" как свои пять пальцев и не мог сделать ошибку".
Другие люди также опасаются за Милашевского, который, несмотря на свой молодой возраст, считается опытным моряком и командовал уже седьмым погружением батискафа, когда произошла авария.
"Сейчас еще Милашевского, командира АС-28, сделают козлом отпущения, - прогнозирует Александр Покровский, ветеран российского флота и автор книг о подводниках. - Потому как принцип флотских командиров таким был и остается - стрелочником сделать младшего по званию".
Официального сообщения о причинах аварии, произошедшей в минувший четверг, еще не было. Но Елена Милашевская говорит о том, что судно было в очень плохом состоянии. Она упоминает о чрезвычайных ситуациях, ранее происходивших на этом судне водоизмещением 55 тонн, о которых замалчивалось.
"Один раз батискаф загорелся под водой. Затем треснул иллюминатор, и они чуть не затонули, - сказала Милашевская в интервью российской прессе. Только чудом, слава Богу, они смогли всплыть на поверхность".
Конструкторы батискафа также говорят о том, что для судна подошел срок капитального ремонта.
Корабли военно-морского флота России не сумели освободить АС-28 из клубка тросов и сетей, в которых он запутался недалеко от побережья полуострова Камчатка в прошлый четверг. Спасатели военно-морских сил Великобритании, используя глубоководный робот, всего лишь за пять часов освободили батискаф и его экипаж.
"Команда спасателей на седьмом небе от счастья от того, что мы вызволили этих парней из глубин живыми", - говорит капитан Ян Ричиз, офицер военно-морских сил Великобритании, который отвечал за спасательную операцию.
Российский президент Владимир Путин позвонил британскому премьер-министру Тони Блэру и поблагодарил его за ту роль, которую сыграли британцы в спасении семерых моряков, сообщил Кремль вчера вечером.
Та территория, где работал и попал в ловушку батискаф АС-28, была известна своей опасностью для подводных работ, сказал вчера один из подводников.
"Там, в бухте Березовой, все в сетях и тросах, - говорит Геннадий Болонин. - Все знают, что эта стратегическая бухта напичкана военными секретами, и в ней есть военная антенна против американских подлодок".
Экипаж батискафа выглядел хорошо, даже в приподнятом настроении, когда они слушали министра обороны Сергея Иванова, который рекомендовал им хорошо отдохнуть.
Господин Иванов, ближайший помощник Путина, обещал наградить экипаж батискафа АС-28 и его британских спасателей медалями.
Кризис вновь высветил плохое состояние российского военно-морского флота и его слабые возможности для проведения спасательных операций под водой, несмотря на уроки аварии подлодки "Курск", во время которой 118 моряков погибли пять лет назад.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях