Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 9 августа 2007 г.

Олигарх и его друзья

Михаэль Кунтц

Олега Дерипаску окружают высококлассные советники - от бывшего главы Всемирного банка Джеймса Вулфенсона до немца Клауса Мангольда

Тому, кто является российским олигархом и хочет инвестировать в западные промышленно развитые страны, нужны влиятельные друзья. Они есть у 39-летнего миллиардера Олега Дерипаски. Поговаривают о его отличных отношениях с президентом России Владимиром Путиным. И за границей Дерипаска может рассчитывать на поддержку влиятельных менеджеров. Теперь бывший глава Всемирного банка Джеймс Вульфенсон (73 года) войдет в состав наблюдательного совета австро-канадского поставщика автомобильных запчастей компании Magna. С 2005 года Вульфенсон возглавляет консалтинговую компанию. В приобретении Дерипаской акций компании Magna посодействовал находящийся на пенсии менеджер Daimler-Chrysler Клаус Мангольд (64 года), который продолжает являться председателем Восточного комитета немецкой экономики.

Помощь таких людей весьма пригодится Дерипаске для развития его бизнеса. Во время массовой приватизации алюминиевой промышленности в 90-е годы он в огромных количествах скупил дешевые сертификаты, которые стали основой его богатства. Теперь этот русский участвует в перестройке автомобильной промышленности у себя в стране. При помощи своего холдинга "Базовый элемент" он внедряется во многие отрасли. Так, он стал собственником концерна ГАЗ - второго по величине автомобильного концерна России. Этот концерн, как и другие российские производители, борется с проблемой того, что отечественные автомобили практически не продаются за границей.

Отвратительная техника

Тот, кто ездит на произведенной на ГАЗе технически устаревшей "Волге", должен иметь еще пару запасных машин в гараже, чтобы быть уверенным в том, что у него есть по крайней мере одна пригодная для поездок "Волга". Эта популярная шутка описывает основную проблему российского автопрома. Дерипаска и его конкуренты предпринимают шаги, направленные на налаживание производства моделей на экспорт. Так, концерн General Motors (GM) производит в России автомобили марки Chevrolet в соответствии с западными стандартами в рамках совместного предприятия АвтоВАЗ, самого крупного автомобильного концерна в России. С огромным интересом было принято в начале недели сообщение одного российского экономического издания о том, что Дерипаска купил 5% акций GM. Подтверждения этому сообщению до сих пор не поступило, но в общую стратегию такой шаг вписался бы довольно неплохо.

С уверенностью можно сказать о приобретении Дерипаской акций компании Magna, принадлежащей австро-канадскому предпринимателю Франку Стронаку. На внеочередном собрании акционеров, которое состоится 28 августа в Онтарио, акционеры компании должны будут утвердить приобретение российским предпринимателем 43% голосов с правом голоса. Для Дерипаски будет выигрышным то, что собрание состоится в Канаде. У него нет проблем с въездом в эту страну - в отличие от США.

Как стало известно, в будущем в состав наблюдательного совета войдет Джеймс Вулфенсон. С 1995 по 2005 года он был главой Всемирного банка. Сегодня выдающийся виолончелист и теннисист Вулфенсон возглавляет консалтинговую и инвестиционную компанию Wolfensohn & Company LLC. Бывший банкир консультирует менеджмент Citigroup по международным вопросам, а также компанию "Базэл" Олега Дерипаски.

Клаус Мангольд уже является членом контролирующего органа в Magna International. О нем акционерам было сообщено, что он входил в созданную президентом Путиным и тогдашним канцлером Германии Герхардом Шредером рабочую группу, которая в 2005 году должна была определять возможности для партнерства между российскими и немецкими компаниями. Из этого вышло нечто другое.

Мангольд и его коллега по наблюдательному совету бывший австрийский канцлер Франц Враницки посетили в марте 2006 года Москву и Нижний Новгород, где располагается завод ГАЗ. В сопровождении менеджеров из компании Magna они встретились с ведущими российскими автопроизводителями, среди которых был и Дерипаска. Там же присутствовал и министр экономического развития и торговли Герман Греф.

До подписания основных договоров о сотрудничестве компании Magna с АвтоВАЗом и ГАЗом Дерипаски в производстве небольших автомобилей, а также производстве и поставках запчастей, должно состояться еще несколько встреч. Был создан особый комитет, куда вошел и Мангольд и заседания которого только в апреле и мае 2007 проходили 8 раз.

При этом активная деятельность председателя Восточного комитета немецкой экономики в большей степени находит признание за границей, чем в Германии. Так, прошлой осенью дело дошло до скандала. Тогда Объединение торгово-промышленных палат Германии (DIHK) и Германская ассоциация экспортеров (BGA) заявила о своем выходе из Восточного комитета, аргументируя свое решение тем, что комитет учитывает в своей работе интересы крупных компаний, а не немецкого среднего класса.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru