Статьи по дате

Neue Zürcher Zeitung | 9 декабря 2000 г.

Медвежий танец в новых ритмах

Михаил Зигалов

Во времена коммунистических геронтократов агрессивный рок был запрещен - также, как и яркая одежда и длинные волосы. Музыкант должен был или исполнять официально разрешенные произведения, или же воспевать любовь к Родине и счастливое коммунистическое будущее. Несогласные не имели никаких шансов на публичные выступления. Доступ к СМИ тоже был ограничен. В то время музыканты-неформалы устраивали тайные домашние концерты и с помощью примитивных технических средств записывали кассеты, чтобы не терять контакта с голодной аудиторией. В начале 80-х все это было сопряжено с опасностями: после своих неофициальных концертов рок-музыканты могли оказаться в тюрьме. В то время их действия считались преступными.

В 1985 г. пришел Горбачев, и дверь на Запад распахнулась. Было разрешено устраивать рок-концерты, государственная фирма грамзаписи ?Мелодия? стала выпускать альбомы еще совсем недавно запрещенных рок-групп. Телевидение заполонили знаменитые рок-группы - ?Аквариум?, "ДДТ", "Алиса", "Кино", "Авиа". Внезапно перед музыкантами открылся и Запад. Во время международного фестиваля ?Live-Aid? музыканты "Автографа" представили на суд мировой публики новое лицо российской музыкальной культуры. В конце 80-х часто случалось так, что по выходным дням в крупных немецких городах, например, в Берлине, одновременно могли выступать несколько российских групп.

В то время доминировали хард-рок и хэви-металл, однако российская публика оценила и фолк-рок (?ДДТ?), и новую волну (?Авиа?), и ностальгический рок-н-ролл (?Браво?), и арт-рок (?Автограф?), и электронную музыку Михаила Чекалина, и свободные импровизации Курёхина. Старые звезды эстрады оказались в забвении, а на сцену вышли поп-музыканты, которые ориентировались на западных звезд, Мадонну и Майкла Джексона. Однако, несмотря на первоначальную эйфорию, ни одной российской группе так и не удалось добиться известности за рубежом.

После распада Советского Союза российская музыкальная сцена уменьшилась. Бюрократические препятствия и растущие транспортные расходы привели к тому, что группы из бывших республик Советского Союза стали редкими гостями в России. С приходом рыночной экономики резко изменились и условия производства музыкальной продукции. В 1992 г. появились первые частные фирмы грамзаписи. Многие бизнесмены почуяли возможность быстрого обогащения на производстве звукозаписей. Рынок захлестнул поток пиратских копий, в первую очередь записей иностранных звезд. Цены на эту продукцию были такими же низкими, как и ее качество. Российское законодательство способствовало сохранению этого положения: до 1995 г. права западных музыкантов в России никак защищались.

Появившиеся продюсеры стали создавать своих звезд. Российская музыкальная сцена оказалась переполнена поющими и танцующими мальчиками и девочками без слуха и голоса, исполнявшими банальные песни с глупыми текстами в упрощенной манере ?Модерн Токинг?: Наталья Гулькина, Наталья Ладога, Катя Лель и другие. Их карьеры делались по одному образцу: девушка записывала пару песен в студии, потом снимали клип, который с помощью взяток и блата проталкивали на телевидение. Некоторые певицы позировали для ?Плейбоя?. Так стремительно появлялись новые звезды, которые столь же быстро исчезали. Коррумпированная система российской поп-музыки не просто создавала марионеток, но и служила российской мафии способом для отмывания грязных денег. Этим, в частности, можно объяснить тот факт, что многие любовницы мафиозных боссов выбирали карьеру в шоу-бизнесе.

Коммерческая российская поп-музыка не обладает художественной ценностью, она лишь способствовала возникновению видеопродукции. Сегодня в России ежегодно снимается 70-80 клипов, многие из которых выполнены на уровне западных стандартов. В определенной степени это связано с давней традицией российского кинематографа, а с другой стороны, для многих режиссеров, операторов и дизайнеров производство клипов зачастую является единственной возможностью удержаться на плаву. Поэтому производство клипов в России процветает. Уже около 2 лет существует российский филиал MTV, полностью выдерживающий свой стиль, хотя до сих пор ведущие остаются абсолютно некомпетентными, а их лексикон не выдерживает никакой критики.

Российская поп-индустрия сегодня все еще находится в стадии становления. Нет ни одной звукозаписывающей студии общегосударственного масштаба. Масштабы пиратства несколько сократились, однако в настоящее время доля пиратских записей все еще составляет около 60%. Правда огромный российский рынок - 160 млн. потенциальных потребителей - продолжает вызывать огромный интерес у западных компаний. В 1994 г. ?Polygram? (сейчас ?Universal?) создал в России дочернюю компанию, позже совместные предприятия организовали также ?Warner? и EMI. Правда, результаты этой деятельности до сих пор остаются весьма скромными. Так, например, ?Universal? удалось выпустить не более 15 альбомов российских исполнителей. Гораздо больше международная компания прославилась грубым нарушением авторских прав. Так что экспансия международных фирм звукозаписи на российский рынок не привела к развитию российской поп-музыки

Даже в Москве и Петербурге редко проводятся хорошие музыкальные мероприятия, а вся музыкальная пресса ограничена такими изданиями, как ?Живой звук?, которые, подобно немецкому журналу ?Браво?, предназначены для молодежной аудитории, поколения ?пепси?. Погоду делает массовый вкус, хорошие концерты бывают редко, что-то новое и оригинальное встречается очень редко, преимущественно в клубах. Тем временем все больше организуется концертов западных звезд, чтобы разнообразить унылый российский музыкальный ландшафт.

На сегодняшнюю ситуацию в российской поп-музыке некоторые бывшие рок-звезды реагируют весьма своеобразно: уже несколько лет ?Коррозия метала?, ?Гражданская оборона?, ?Калинов мост? - символы рок-гвардии 80-х - являются верными соратниками коммунистов и социалистов. К счастью, их песни о ?национальной гордости русского духа? или борьбе со ?слугами международного сионизма? не снискали особой популярности. Циничные менеджеры нового поколения не пытаются сделать бизнес на примитивном шовинизме, и представители этой радикальной субкультуры не вызывают интереса у СМИ. Поэтому для привлечения к себе внимания они идут в политику: например, Сергей Троицкий, лидер ?Коррозии метала?, несколько раз безуспешно пытался стать мэром Москвы.

Некоторые лидеры 80-х лучше пережили период перестройки. Борис Гребенщиков со своей группой ?Аквариум? и сегодня пишет хорошую музыку. Ежегодно появляются записи группы ?Ария?, хотя музыканты вовсе не стремятся к сенсациям, и их музыка остается солидной и рафинированной. Другие музыканты, вроде Константина Никольского, до сих пор соединяют рок-музыку с песенной традицией российских бардов таких, как Владимир Высоцкий или Булат Окуджава. Хороший классический рок звучит в исполнении группы Сергея Галанина ?СерьГа?

Последнее время российские музыканты пытаются следовать последним тенденциям западной поп-музыки. Однако, к сожалению, можно констатировать, что пока эти попытки не увенчались успехом. Российским рэп и хип-хоп группам (?Дельфин?, ?Отпетые мошенники?), в отличие от их коллег во Франции и Германии, не удалось создать собственное музыкальное направление, да и использование русского языка в рэпе не добавило особой оригинальности. Кроме того, в России до сих пор не сформировался стиль техно, хотя, естественно, есть люди, которые придерживаются этого направления и даже записывают собственные диски.

И все же есть основания надеяться на прогресс. В последние два-три года на первый план вышло новое поколение российских музыкантов, исполняющих качественный поп, соединенный с остроумными текстами. Валерию Меладзе, Андрею Губину, Марине Хлебниковой, Анастасии, Вике Цыгановой и Леониду Агутину удается не только сочетать хорошие мелодии с умными текстами, но и удачно их исполнять. У российских тинэйджеров свои идолы: ?Иванушки-International?, ?Стрелки?, ?Блестящие?. В действительности эти группы являются копиями ?Backstreet Boys? и ?Spice Girls?, однако качество их музыки, в самом деле, превосходит средний уровень российской музыкальной продукции.

Новые имена появились и на российской рок-сцене. Например, ?Мумий Тролль? - группа Ильи Лагутенко, который несколько лет прожил в Лондоне, пропитавшись духом английского попа. Лагутенко нельзя назвать большим бунтарем, это своего рода российский Мик Джаггер. Российский рок продолжает развиваться, появляются новые имена, среди них есть и многообещающие. Так что можно надеяться на возникновение самостоятельной российской поп-музыки.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru