Financial Times | 9 декабря 2003 г.
Власть Путина
Редакция
Для российского президента Владимира Путина воскресные парламентские выборы стали триумфом. Но дело политической свободы в России потерпело серьезное поражение. Силы авторитаризма под командованием Кремля продвинулись на новые территории, прежде принадлежавшие демократии.
Пропутинская "Единая Россия" выиграла даже с более значительным перевесом, чем ожидалось. Коммунисты, единственная значительная политическая группа, не находящаяся под контролем Кремля, были разгромлены. Многие из их сторонников ушли к двум националистическим партиям, тесно связанным с Путиным: ЛДПР Владимира Жириновского и "Родина". Либералов просто выкинули из Думы.
Сторонники Путина могли бы выиграть, и не прибегая к политическим манипуляциям, так высока популярность, которой президент добился, восстанавливая порядок после хаотических лет правления Ельцина. Но, как отметили независимые наблюдатели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, власти исказили ситуацию, взяв под свой контроль административные механизмы и СМИ. В результате они создали самый лояльный и самый националистический парламент со времен падения коммунизма.
Теперь Путин вряд ли столкнется с серьезными соперниками на весенних президентских выборах. Он может консолидировать власть и попытаться изменить конституцию, что даст ему возможность избираться на третий срок в 2008 году. Он может использовать свои увеличившиеся полномочия для проведения столь необходимых политических и экономических реформ. Но раз в Думе нет либералов, на него не будут оказывать давление, требуя ускорить либерализацию.
У националистов другие приоритеты. В экономике они всей душой приветствуют атаку президента на самого богатого человека России Михаила Ходорковского, которого держат под стражей по обвинениям в мошенничестве и неуплате налогов. Они хотят, чтобы Путин пошел еще дальше и арестовал других олигархов, отобрал у них активы и перераспределил их. Такая кампания погубит инвестиции и надежды Путина на экономический рост.
Иностранным компаниям, возможно, предстоят тяжелые времена. Даже в 90-е годы, когда Россия была наиболее открытой, многонациональные фирмы страдали от ксенофобии. При более националистической Думе враждебность может усилиться.
В области внутренней политики Дума едва ли станет защищать свободу прессы и демократические права. Она не усомнится и в политике президента в Чечне. Во внешней политике ее влияние будет ограниченным, поскольку внешняя политика является прерогативой президента.
Отношения Путина с Америкой и поддержка войны против терроризма почти наверняка останутся неизменными. Но вполне возможно, он гораздо громче начнет высказывать свою позицию по поводу того, что происходит ближе к дому, например, по поводу американского влияния в Грузии. Для националистов восстановление российского господства на территории бывшего Советского Союза - главный приоритет.
Как президент Путин может действовать в обход Думы. Но как человек, стремящийся к популярности, он едва ли сможет игнорировать мнение нового парламента.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях