The Washington Post | 9 декабря 2003 г.
"Один из тех дней поражения" для прозападных российских партий
Сьюзан Глассер
В воскресенье вечером Егор Гайдар, в прошлом вундеркинд-экономист, сидел в ресторане и смотрел на собравшихся представителей прозападных партий, в создании которых он принимал самое непосредственное участие. Многие люди теребили в руках очки, были задумчивы.
Гайдар, который спроектировал быстрый переход России от коммунизма к капитализму в 1992 году, припомнил название своей книги - "Дни поражений и побед". "Сегодня один из таких дней поражений", - произнес он.
Результаты воскресных выборов в парламент грозят практически полностью уничтожить две ориентированные на Запад демократические партии. Ни гайдаровский Союз правых сил (СПС), ни "Яблоко", возглавляемое другим известным политиком-экономистом, Григорием Явлинским, не набрали достаточно голосов для того, чтобы преодолеть пятипроцентный барьер и пройти в парламент.
Ни один из самых известных демократических лидеров России не прошел выборы в одномандатных округах. В целом, по одномандатным округам, по сравнению с 48 кандидатами, была избрана лишь горстка демократов - четыре от "Яблока" и три от СПС.
Даже в двух самых либеральных городах России, Москве и Санкт-Петербурге, которые многого достигли благодаря экономических реформам 1990-х, демократы финишировали третьими, хотя некогда доминировали. "Теперь для демократов наступает период, подобный брежневским временам. Теперь они станут диссидентами", - считает Лев Пономарев, ведущий правозащитник и некогда советский диссидент.
Борис Немцов, который возглавлял парламентскую фракцию СПС, заявил, что партия должна рассмотреть его отставку и отставку нескольких других лидеров партии. "Это все наша вина, - уверена его коллега Ирина Хакамада, которая проиграла горячую предвыборную гонку в Санкт-Петербурге. - Демократы должны винить себя сами".
С такой оценкой согласны многие критики, которые указывают на то, что предвыборные кампании этих партий были достаточно тусклыми, а также на многолетнюю вражду между лидерами двух партий, в результате чего "Яблоко" отказалось объединяться с СПС.
Также против партий сыграли октябрьский арест Михаила Ходорковского и предъявленные ему обвинения в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Самый богатый в России человек и главный акционер нефтяной компании ЮКОС Ходорковский вложил в эти партии миллионы долларов. Особенно сильно от его денег зависело "Яблоко". Однако его арест оказался популярным в народе.
Прокремлевские партии эффективно использовали эту тему для получения голосов поддержки, и деньги от Ходорковского перестали поступать как раз тогда, когда предвыборная кампания была в разгаре.
Вообще, при президенте Владимире Путине прозападные идеи и политики, их проповедующие, были оттеснены. Опросы общественного мнения постоянно показывают: по крайней мере, треть населения считает, что демократия по западному образцу - это лучшая форма правления для России, однако даже среди этих людей многие отказываются поддерживать эти две партии, олицетворяющие российскую демократию.
Остальная часть общества часто винит демократов в беспокойной экономической реструктуризации 1990-х, которая обогатила избранных, таких, как Ходорковский, но лишила десятки миллионов простых людей страховочной веревки, которую предоставлял СССР.
В конце концов, отмечает Вячеслав Никонов, консультант "Единой России", путинской партии, результаты выборов отражают провал реформаторов в деле создания крепкого среднего класса, а также говорят об изоляции либеральной интеллигенции.
Выборы, добавляет он, всегда зависят от того, как голосуют классы, - и высший класс, который голосовал за СПС, просто оказался недостаточно многочисленным. Судя по числу полученных голосов, создается впечатление, что многие из них вообще покинули страну, подчеркивает он. Недостаточно много оказалось и представителей либеральной интеллигенции, которая традиционно поддерживает "Яблоко".
Многие лишившиеся иллюзий демократы говорят, что теперь лидеры обеих партий должны уйти вместе со своими партийными организациями и стратегиями. Однако они признают, что пока на горизонте не видно ни единой политической фигуры, которая могла бы основать новую демократическую партию, за исключением, вероятно, Ходорковского, который находится в тюремной камере.
На вопрос о том, что нужно, чтобы положение вещей изменилось, Михаил Задорнов, один из четырех членов "Яблока", прошедших на выборах, ответил: "Новые идеи, новые лидеры - что-то совершенно новое".
"Сейчас мы переживаем период деморализации", - считает Владимир Лысенко, демократ и ветеран парламента, который отказался вступать и в "Яблоко", и в СПС, однако их поражение его расстроило.
В воскресенье окончилась и его 14-летняя парламентская карьера, которая началась в конце существования СССР: он был одним из тех демократов, кто создал первую некоммунистическую партию. Теперь, говорит он, он собирается работать над созданием одной, единой и сильной демократической партии, без Явлинского и Немцова в составе лидеров.
Многие члены СПС признают свои ошибки. Многие сомневаются в мудрости своего предвыборного рекламного ролика - лидеры партии беседуют на борту частного самолета высоко над страной, еще не выкарабкавшейся из постсоветской нищеты.
Одни обвиняют в провале Немцова и упрямый отказ Явлинского от объединения двух оппозиционных партий. А другие раздумывают, не является ли полное поражение хорошим исходом для партии, которая металась между поддержкой Путина и предупреждением о том, что он - будущий диктатор. По крайней мере, с этой точки зрения, заявили члены СПС своему гостю, профессору Стэнфордского университета Майклу Макфулу, "нам действительно придется уйти в оппозицию".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях