Tageszeitung | 9 декабря 2009 г.
Ялта, Потсдам, Копенгаген
Бернгард Пёттер
В ходе международной конференции по климату речь пойдет не только и не столько о выбросах СО2, пишет корреспондент Tageszeitung Бернгард Пёттер. В Копенгагене в эти дни решаются вопросы, имеющие непосредственное отношение к жесткой реальной политике. "И это не обязательно вопросы спасения мира - скорее, расстановка сил на мировой политической карте начиная с XXI века", - пишет он.
Копенгаген для XXI века - то же самое, чем были для века XX конференции в Ялте и Потсдаме. Правда, сегодня за столом переговоров собрались не три, а 192 представителя государств, которые, несмотря на различия в политических системах, экономических условиях и идеологиях, буквально обречены на то, чтобы прийти к согласию.
Однако, продолжает журналист, в отличие от судьбоносных встреч 64-летней давности, сегодня речь идет не о пересмотре нескольких границ, а о радикальной перестройке архисложной системы мировой инфраструктуры, в которую включены производство энергии, мобильность и получение продуктов питания, а также поиски равновесия между богатыми народами и стремящимися наверх бедняками. Еще одним отличием от Потсдама автор считает тот факт, что в сегодняшнем мире ход истории определяют в основном не политики, а воротилы от экономики, свободу действий которых, правда, ограничивает глобализированное гражданское общество в форме экологических и общественных организаций.
Главы государств и правительств едут в Копенгаген не для того, чтобы своим присутствием повысить значимость конференции или заработать себе очки у избирателей, а чтобы лично поучаствовать в игре за власть. "Если в Потсдаме были установлены правила игры для холодной войны, то в ходе климатических переговоров будут заложены рамочные условия для "жаркого мира", - пишет автор статьи.
Глобальное потепление перетасовало карты в политической расстановке сил: Китай окончательно обретает статус мировой державы, заняв вакантное после развала СССР место. Без Китая и США - имеющих самые высокие показатели по выбросу парниковых газов - ни одна сделка не достигнет результата. И как Пекину, так и Вашингтону известно, что для успеха в будущем им нужно сотрудничать, говорится в статье.
Помимо этого, неожиданный вес обретают такие аутсайдеры мировой политики, как Индонезия, Конго или Габон, которые из-за вырубки тропических лесов оказывают влияние на мировой климат. На фоне снижающегося производства нефти ОПЕК вынуждена мириться с сокращением своего влияния. Бразилия крепнет как аграрная держава и вступает в сделку наряду с США и Китаем. При этом ООН и Всемирный банк свой статус повышают: предполагается, что они станут теми инстанциями, которые будут контролировать международный обмен эмиссионными сертификатами.
Через 20 лет после падения Берлинской стены, пишет в заключение немецкий обозреватель, переговоры в Копенгагене дают шанс предотвратить мировой конфликт, в котором уже сегодня для многих речь идет просто о выживании. При всей уместности параллелей с холодной войной политика эпохи глобального потепления находится под более сильным давлением: ведь если в рамках конфронтации между НАТО и Варшавским договором статус-кво гарантировал выживание, то подобная тактика сегодня может привести к катастрофе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях