Статьи по дате

Frankfurter Allgemeine | 9 февраля 2005 г.

Российские пенсионеры протестуют. Конец политики

Михаэль Людвиг

Глядя на демонстрации протеста российских пенсионеров и инвалидов войны против монетизации льгот, Кремль посчитал, что возбуждение уголовных дел против организаторов - это подходящий выход из ситуации. Однако представить дело так, будто протестов не было вовсе, с помощью этого хода не удалось.

Что при проработке монетизации натуральных льгот были допущены ошибки, члены правительства Михаила Фрадкова признали давно, это был вынужден признать и президент. Он публично сделал Фрадкову выговор за неудовлетворительные действия. Выговор удался, ведь Путин лишь назвал своими именами то, что было ясно для каждого: неожиданное падение благосостояния оказалось слишком велико. Секретарь Совета Безопасности, бывший министр иностранных дел Игорь Иванов даже счел нужным предостеречь: доверие население к государственной власти уменьшается.

Политиканы

Помимо открытия уголовных дел в отношении политиканов, которые используют протесты в своих целях, власти ищут и другие выходы. Так, министерство обороны требует создания нового федерального канала, который будет знакомить людей с патриотическими и военными идеями. Это карикатура в свете сегодняшней ситуации на ТВ: каналы и так показывают одно и то же. Социальная реформа провалилась не в последнюю очередь и поэтому: выслушать, кого коснется реформа, не пожелали. Вместо этого закон по указанию сверху протащили через парламент, где господствует прокремлевское большинство. Уполномоченного по правам человека Лукина не допустили на парламентские слушания по социальной реформе. Он, не смягчая выражений, сказал в связи с принятием закона о "телевизионном самоуспокоении", которое "напоминает акт коллективного онанизма группы лиц в небольшой комнате".

Влияние других примеров

Но такая критика оказалась слишком резкой для сторонников "гражданского общества". Заместитель председателя либеральной партии "Яблоко" Сергей Митрохин, партия которого участвовала в протестах пенсионеров, даже предостерег от революции. Ни в коем случае нельзя навредить Путину, сказал он, потому что тогда все разрушиться. Ведь в России политика сконцентрирована на одном-единственном человеке. На Путине. Поэтому российское выражение "хотели как лучше, а получилось как всегда" не помогает понять, что произошло. Не подходит и другое крылатое выражение: "Что бы мы ни строили, получается Советский Союз". Российские политологи, такие как Лилия Шевцова из Центра Карнеги, считают, то нынешнее кремлевское руководство находится под влиянием других примеров, например бывших авторитарных режимов в Южной Америке, которые через реформы по модернизации экономики и управления в конце концов сами себя опрокинули.

Заменитель демократии

Описание Шевцовой "путинской системы" дает понять, что президент, который раньше представал как реформатор сверху, во втором сроке передумал и в определенном смысле стал пленником интересов своего собственного кремлевского окружения, которое с тревогой ожидает 2008 года. В принципе, писала Шевцова на днях в "Независимой газете", речь уже идет почти исключительно о том, как эта группа сможет выжить после президентских выборов 2008 года. Все остальное подчинено этому выживанию. В отличие от Ельцина, который пытался выжить в "хаосе правления", выступая в качестве арбитра между различными, противоположными силами и тем самым должен был допускать определенный политический плюрализм, Путин стремится к единоличному правлению, и это имеет следствием смерть политики.

Обратной связи между государственной властью и гражданами, несмотря на высокопарные заявления об обратном, больше нет. Что при определенных обстоятельствах ее вообще не должно быть, показывает судьба так называемой "Общественной палаты" в тот момент, когда Путин произвел первое назначение губернатора. Палата должна была стать заменителем демократии, существование такового заменителя, очевидно, Путин счел необходимым. Палата должна была иметь консультационные функции, авторитетные персонажи должны были критически рассматривать проекты правительства, высказывать свои представления о развитии России. Но теперь и эта палата окажется под опекой правительства.

Нужно только захотеть

Многие граждане России, которых в большинстве по традиции изображают преклоняющимися перед авторитетом, похоже, не хотят с этим мириться. Шевцова привела результаты опроса, по результатам которого лишь 7% опрошенных одобряют "основные принципы" российской системы: верховенство государства над индивидуумом, патернализм и замкнутость по отношению к внешнему миру, в то время как 22% (малообразованные) поддерживают по крайней мере два столпа этой системы. Для общества, которое не имеет демократических традиций, часто переоценивает свои ценности и легко поддается влиянию, это неплохой результат.

Еще один опрос показал, что, хотя большинство населения от всего сердца ненавидят олигархов, с другой стороны, 45% положительно отзываются о частной собственности и предпринимательстве. Так что все не так плохо, как пару месяцев сказал Путин, заметивший между делом, что Россия и россияне еще не созрели для развитых форм демократии. Вместе с госсекретарем США Кондолизой Райс, которая сейчас затронула все эти вопросы во время визита в Анкару, многие россияне, наверное, могут сказать: нужно только захотеть.

Райс заговорила о том, о чем в России не решаются говорить даже либеральные политики: что власть Путина ведет к постепенному исчезновению демократии.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru