The Washington Post | 9 февраля 2005 г.
Климат пренебрежения
Дэвид Игнатиус
Следующая неделя будет ознаменована поворотным событием в современной истории: Киотский протокол об изменении климата вступит в силу без участия США. Иными словами, поезд глобальной политики отправится в путь, а Соединенных Штатов не будет в числе пассажиров, не говоря уж о проводниках.
Все 25 государств Европейского союза ратифицировали Киотское соглашение и создали инновационную систему торговли правом на эмиссию "парниковых газов", которые, как полагают, повинны в глобальном потеплении. Британия, где эмиссия велика, может купить квоты, например, у Норвегии. Система "углекислой торговли" позволит ЕС в целом вписаться в требования по снижению эмиссии начиная с 2008 года, выйдя на уровень, который на 8% ниже эмиссии 1990 года. Она будет способствовать инвестициям в Восточную Европу с целью модернизации устаревших производств.
Случилось так, что судьбу договора XXI века решила сонная, коррумпированная матушка-Россия. Принятое в октябре российским парламентом решение ратифицировать Киотский протокол гарантировало, что договор вступит в силу, несмотря на решение администрации Буша выйти из него, принятое в 2001 году. Соглашение ратифицировало более 140 государств.
Киото, пожалуй, лучший пример различия траекторий администрации Буша, с одной стороны, и многих ее союзников и торговых партнеров, с другой. Администрация решила выйти из договора в первые месяцы пребывания у власти, сочтя, что требование уменьшить эмиссию парниковых газов на 7% по сравнению с 1990 годом обернется потерей 5 млн рабочих мест и миллиардов долларов.
Некоторые соображения администрации были верными, например, ее аргумент, что договор неадекватен, так как не устанавливает лимиты для развивающихся стран, таких как Китай. Но, выразив свое пренебрежение, администрация предпочла выйти из процесса, результатом которого могло бы стать более совершенное соглашение. Возможно, она думала, что без американской поддержки Киотский процесс зачахнет и умрет, если так, то она ошиблась.
Официальная позиция администрации Буша заключается в том, что проблема климата сложна и требует дополнительного изучения. Но, похоже, многие ученые, работающие на администрацию, убеждены в том, что проблема существует и нарастает. Управление по защите окружающей среды утвердило заключение Национальной академии наук о том, что температура поверхности Земли за прошедшее столетие повысилась на один градус по Фаренгейту.
На сайте Управления размещено предупреждение: "Повышение глобальных температур, как ожидается, повлечет за собой поднятие уровня моря, изменит модель выпадения осадков и другие местные климатические характеристики. Эти изменения могут сказаться на лесах, урожаях и запасах воды. Может увеличиться площадь пустынь, и облик некоторых национальных парков необратимо изменится". И тем не менее администрация не предпринимает почти ничего, кроме изучения данных.
Инициативу в области изменения климата захватил не кто иной, как лучший зарубежный друг Джорджа Буша, премьер-министр Британии Тони Блэр. Выступая в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе, он, похоже, имел в виду именно администрацию Буша. "Действительно, можно сказать, что доказательства являются спорными, - заявил Блэр. - Но было бы ошибкой не замечать, что об опасности внятно и убедительно твердят независимые голоса. Их большинство. Большинство не всегда право, но оно заслуживает того, чтобы его выслушали".
В вопросе об изменении климата Блэр так же принципиален и упрям, как в вопросе об Ираке, и это обернется давлением на Буша. В июле премьер-министр будет принимать саммит "Большой восьмерки" в Шотландии, и похоже, что он намерен добиться там прогресса в связи с проблемой изменения климата. Конечно, Буш понимает, что он в долгу перед Блэром, и саммит дает администрации возможность расквитаться.
Начав движение, глобальный поезд потянет за собой США вне зависимости от решений Буша. Два республиканских столпа, сенаторы Джон Маккейн и Чак Хейгел на будущей неделе намерены предложить законопроект об изменении климата. Экологи в Калифорнии требует исполнения закона 2002 года, требующего уменьшить эмиссию углекислого газа автомобилями. Если они этого добьются, аналогичные законы могут принять другие крупные штаты. В какой-то момент американские автомобильные компании могут потребовать введения федеральных стандартов.
Киото - не последнее слово в проблеме изменения климата. Договор далек от совершенства и нуждается в поправках. Но он свидетельствует о том, что экономические и политические параметры глобализации начинают переплетаться. В Киотском поезде - более 140 стран, это критическая масса, которая требует от крупных мировых компаний адаптироваться к глобальному рынку торговли эмиссиями. Америка может отставать, но, похоже, не может помешать остальному миру действовать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях