Financial Times | 9 февраля 2007 г.
Российские слова успокоения не рассеивают страха перед новым газовым картелем
Карола Хойос
На этой неделе Виктор Христенко, российский министр энергетики, назвал "плодом возбужденной фантазии" мысль о том, что Россия может сформировать газовый картель в духе ОПЕК совместно с Ираном, Алжиром и другими странами.
Его мысли вторят словам Абдаллы бин Хамада аль-Аттийа, министра энергетики Катара, и других лидеров газодобывающих стран, которые попытались еще раз уверить европейских политиков и аналитиков НАТО, что никакой газовой ОПЕК не будет.
Однако сохраняются опасения по поводу того, что Россия, Алжир и другие производители газа заключают долгосрочные соглашения, которые, в конечном итоге, повлияют на цены на газ для европейских потребителей и на доступ международных топливных компаний в две из самых важных газодобывающих стран.
В начале этого месяца президент России Владимир Путин вызвал тревогу, заявив, что газовый картель - это "интересная идея", добавив, что Россия подумает об этом. Он указал, что Россия, Иран и другие крупные производители не должны действовать как ценовой картель, а должны координировать свои действия.
На этой неделе Христенко заявил, что расширение контрактов между добытчиками газа и потребителями служит единственной цели: укреплению энергетической безопасности и снижению рисков.
То, что предлагает Россия и другие производители - это долгосрочные усилия, нацеленные на создание сети влияния путем привлечения своих национальных энергетических компаний к разведке и добыче газа на территории друг друга. Многие национальные нефтяные и газовые компании хотят расти и диверсифицироваться путем инвестиций на международном уровне, чтобы конкурировать с такими глобальными компаниями, как ExxonMobil и Royal Dutch Shell.
Разработка месторождений друг друга как раз и является шагом в этом направлении, что позволит им сохранить прибыли, которые в противном случае отошли бы международным компаниям, финансировавшим эти проекты, говорит Фрэнк Харрис, аналитик консалтинговой фирмы Wood Mackenzie. Национальные энергетические компании и правительства, их контролирующие, также смогут влиять на то, как быстро их конкурентам удастся находить новый газ - а это облегчит создание гарантий того, что в будущем цены не упадут.
Алжирский Sonatrach уже готовится к получению лицензий на разработки и добычу газа в России в то время, когда обе страны осложняют западным компаниям процесс инвестирования в свои газовые ресурсы. Аналитики отмечают, что такие планы не лишены смысла: Алжир - эксперт в сфере сжиженного природного газа, а российский "Газпром" имеет большой опыт транспортировки газа по трубопроводам. Вместе они удовлетворяют 46% общих потребностей Европы. Однако аналитики также обеспокоены тем, что такого рода соглашения могут замедлить инвестиции. Международное энергетическое агентство недавно предупредило о "серьезном риске нехватки инвестиций" и было особенно обеспокоено перспективами прогресса в России.
Пока ближе всего к представлению о глобальном альянсе газодобывающих стран - Форум стран-экспортеров газа, который борется за сохранение влияния в свете того, что министры разочаровались в нем, а встречи отменяются.
По иронии, новые законы, принятые в рамках энергетической либерализации ЕС и позволяющие потребителям перепродавать газ, в то же время препятствуя прямому доступу производителей на европейские рынки - внесли свой вклад в сплочение производителей.
Степень их сотрудничества в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, как поступит дальше Брюссель, а также насколько серьезно компании, подобные "Газпрому", верят в то, что сотрудничество с другими национальными энергетическими компаниями поможет им стать международными тяжеловесами.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях