Newsweek | 9 февраля 2009 г.
Наш ядерный кошмар
Генри Киссинджер
Когда за разработку ядерного оружия берутся государства типа Ирана и Северной Кореи, вероятность катастрофы резко возрастает, уверяет на страницах NEWSWEEK Генри Киссинджер. Однако, полагает бывший госсекретарь США, есть способ нейтрализовать угрозу.
После окончания холодной войны опасность применения ядерного оружия только возросла, утверждает Киссинджер. Распространение технологий, особенно гражданской атомной энергетики, колоссально расширило возможности для разработок ядерного оружия, а обострение идеологического раскола и затяжные региональные конфликты усилили тягу к приобретению такого оружия, особенно у государств-изгоев или негосударственных сил и группировок. "Дальнейшее распространение ядерного оружия умножает вероятность ядерного конфликта", - подчеркивает автор.
Все это заставило группу опытных американских политических деятелей - это экс-сенатор Сэм Нанн, экс-министр обороны США Уильям Перри, экс-госсекретарь Джордж Шульц и сам Киссинджер - опубликовать рекомендации по систематическому сокращению и конечному устранению угрозы со стороны ядерного оружия. "Мы продолжаем подчеркивать значение адекватных сил сдерживания, но вновь указываем, что наша конечная цель - планета без ядерного оружия; эту цель провозглашали все президенты США начиная с Эйзенхауэра", - пишет Киссинджер.
Для осуществления этой концепции нужно прежде всего покончить с ядерными программами Ирана и Северной Кореи, пишет Киссинджер. Существующие ядерные державы остро заинтересованы в том, чтобы предотвратить появление новых, полагает он. Он рекомендует ядерным державам дипломатическими средствами добиваться урегулирования региональных конфликтов, дабы атомная бомба не была столь мощным соблазном для их участников.
"Новая повестка дня в сфере ядерного оружия требует слаженных действий на различных уровнях: во-первых, в концепции политики США, во-вторых, в сфере американо-российских отношений, в-третьих, в области совместных усилий с союзниками и другими неядерными государствами, в-четвертых, в сфере обеспечения надежного хранения ядерного оружия и материалов в глобальных масштабах, и, в-пятых, в форме уменьшения роли ядерного оружия в доктринах и оперативно-стратегическом планировании ядерных держав", - пишет Киссинджер. По его мнению, ряд мер США могут принять в одностороннем порядке, либо в двустороннем - сообща с Россией. Первоочередная задача - приступить к переговорам о продлении договора СНВ-1, истекающего в конце 2009 года, полагает Киссинджер, подчеркивая, что это единственный документ для верификации и мониторинга оговоренных "предельных количеств" стратегических вооружений. "Это хороший шанс для изучения перспектив крупного сокращения - до 1700-2000 единиц, разрешенных договором от 2002 года", - пишет автор, советуя также разобраться с возможностями укрепления охраны ядерных объектов в России и США.
Вопрос о противоракетной обороне - один из ключевых, особенно когда речь идет о защите от стран, нарушающих договоры о нераспространении ядерного оружия, считает Киссинджер. Он призывает возобновить диалог между США и Россией с точки, достигнутой на переговорах Буша и Путина в апреле 2008 года. "Российская идея единой системы ПРО, защищающей от угроз с Ближнего Востока и включающей в себя РЛС на юге России, всегда казалась мне оригинальным политико-стратегическим спасением от нашей общей проблемы", - пишет он. Соединенным Штатам следует разрабатывать новую повестку дня в сфере ядерного оружия только сообща с союзниками, а также обязательно консультироваться с Китаем, Индией и Пакистаном - странами региона, где существуют локальные стимулы для применения ядерного оружия, отмечает автор.
Учитывая запутанность всех существующих проблем, Киссинджер и его коллеги предлагают поэтапный план. "Мы не в силах описать механизмы достижения финальной цели: как установить размеры арсеналов, как их уничтожить, как удостовериться в уничтожении", - признается автор, подчеркивая, что сосредотачивается на достижимых и верифицируемых мерах - предотвращении распространения ядерного оружия. Киссинджер отмечает, что предлагаемая программа не означает одностороннего разоружения США и отказа от идеи ядерного сдерживания. Но надо иметь в виду, что ядерное оружие - это не просто чуть более эффективная взрывчатка; ему не место в стратегиях военных, заключает он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях