Le Monde | 9 января 2001 г.
Российское правительство облегчает и упрощает налоги с доходов частных лиц
Франсуа Бонне
Россия - новый финансовый рай для частных лиц? Этот так. По крайней мере, на бумаге, с вступлением в силу с 1 января нового Налогового кодекса, утвержденного Владимиром Путиным в августе 2000 года. От этой реформы в налоговой сфере российское правительство ожидает многого, поскольку речь идет о единственной законодательной реформе, осуществленной с момента избрания Путина президентом страны. В течение нескольких лет думская оппозиция блокировала принятие второй части Налогового кодекса. Теперь же Кремль поддерживает большинство депутатов Государственной Думы, что и позволило ему летом прошлого года без проволочек принять новое налоговое законодательство.
Однако система остается незавершенной, поскольку до сих пор не приняты законы, регламентирующие взимание налогов с предприятий. Реформа налогов на прибыль, учет расходов, связанных с выполнением профессиональной деятельности и распределением прибыли, ожидается лишь в 2001 году. Но и этот новый Налоговый кодекс можно считать маленькой революцией, поскольку он внес изменения в налогообложение частных лиц, благодаря чему Россия оказалась в числе стран, где налогоплательщики платят самые низкие налоги. Новая система вводит единый подоходный налог в размере 13% для тех, чей доход составляет более 50 тысяч рублей в месяц. Этот единый налог заменил прогрессивную шкалу налогов в 12%, 20% и 30% в зависимости от размеров доходов.
Вводя эти радикальные изменения, российские власти надеются, прежде всего, улучшить собираемость налогов. ?Единый 13-процентный налог, возможно, не слишком справедлив с социальной точки зрения, - говорил Владимир Путин 24 декабря, - но здесь мы исходим не из социальных соображений, а из экономической логики. Речь идет о росте доверия к государству и выходе из тени значительной доли нашей национальной экономики?. Уклонение от уплаты налогов частными лицами - это больше чем национальный спорт, это образ жизни, или вернее сказать, выживания. Таково мнение руководителей предприятий, которые утверждают, что налоги и социальные сборы порой достигают 60% от заработной платы.
Размеры налогов с доходов предприятий заставили их в два-три раза занижать реальные цифры. Официально предприятие декларирует минимальные размеры заработной платы. Известны случаи уклонения от уплаты налогов через страховые компании и через выплату зарплаты "черным налом?, иногда в долларах. В последние годы это привело к практическому исчезновению доходов, которые бы облагались налогом. Согласно данным Счетной Палаты, в 1999 году было собрано лишь 4% от запланированной суммы налоговых сборов, при этом налог на добавленную стоимость составил 45%. Менее 0,5% налогоплательщиков заявили о доходах, облагаемых по самой высокой шкале в 30%, в то время, как более 90% налогоплательщиков задекларировали минимальные доходы.
В стране, где более трети населения живет ниже официального уровня бедности, и где средняя зарплата составляет приблизительно 800 франков в месяц, власти не слишком надеются на эффективность этого налога. Все в том же 1999 году общая сумма подоходных налогов (20 млрд. рублей) составила менее половины налоговой задолженности, накопленной российским газовым гигантом ?Газпромом?.
Смелая логика
Будет ли стимулировать налогоплательщиков этот новый единый и низкий подоходный налог к декларированию своих истинных налогов? Российские власти хотели бы в это верить. По их мнению, мелкие частные предприниматели или те, кого принято причислять к среднему классу (их доходы составляют от 2 до 8 тысяч франков в месяц) в большинстве своем уклоняются от налогов. В этом году Министерство финансов рассчитывает получить 10 миллионов деклараций о доходах против 3,8 млн. в 1999 году. Сборы от налогов, таким образом, согласно прогнозам этого министерства, должны существенно увеличиться: приблизительно на 10 млрд. рублей.
Между тем, многие специалисты с сомнением относятся к этой смелой логике. Сразу же после принятия закона, многие министры поспешили сделать заявления по поводу единого 13-процентного налога? Вице-премьер Илья Клебанов заявил, что речь не идет о ?временной мере?, и что налог будет сразу же увеличен, как только предприятия и частные лица начнут декларировать свои реальные доходы. Это заявление было опровергнуто его коллегами, однако сомнения на этот счет не рассеялись. В ноябре заместитель министра финансов Виктор Зубков утверждал, что размер этого налога не будет меняться в течение трех лет, однако, в последующем может быть вновь введена прогрессивная шкала налогообложения. Министр экономического развития Герман Греф, один из авторов этой налоговой реформы, говорит о долгосрочном характере этой меры, рассчитанной, по крайней мере, на 7 или 8 лет.
Привыкшие к уклонению от уплаты налогов, понесшие потери в результате не раз повторявшихся банковских кризисов, поглотивших их сбережения, примут ли российские налогоплательщики новые правила игры? Политические деятели показали достойный жалости пример, когда в 1999 году были опубликованы декларации о доходах кандидатов для участия в выборах: многие утверждали, что имеют в собственности лишь жилье, разъезжают на старых автомобилях советского производства и получают смехотворную зарплату. Новый налог станет и для них тестом на степень их доверия к государству. Владимир Путин, как известно, заявил о первоочередной необходимости восстановления этого доверия.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях