New Scientist | 9 января 2004 г.
Спрятанного иракского оружия не существовало, считают авторы докладов
Дебора Маккензи
Два подробных доклада вызывают серьезные сомнения в том, что Ирак имел ядерное, химическое или биологическое оружие и даже возможность его производить в тот момент, когда США называли это главной причиной для начала войны.
Первый доклад был обнародован в четверг вашингтонским аналитическим центром "Фонд Карнеги за мир во всем мире". Его авторы на основе разведывательной информации и материалов, обнаруженных оружейными инспекторами, приходят к выводу, что в 2002 году Ирак хотя и хотел иметь такое оружие, не имел ни его, ни средств его производства. Единственным исключением являлась запрещенная санкциями работа над ракетами дальнего радиуса действия.
Во втором докладе, опубликованном в Washington Post, приводятся новые документы и свидетельства иракских ученых, подтверждающие то же самое. Однако из этих свидетельств явствует еще и то, что Саддам Хусейн решил не доказывать инспекторам, что у Ирака нет оружия массового уничтожения, как требовала ООН.
Авторы доклада "Карнеги" приходят к заключению, что разведка оценила угрозу, которую представляло не реальное оружие массового уничтожения, а решимость Ирака его получить и продемонстрированная им готовность его использовать. Этой опасностью "нельзя было пренебрегать", пишут они, но "речь никогда не шла о выборе между войной или игнорированием опасности".
Тщательные и хорошо финансируемые поиски, которые американцы ведут в Багдаде с осени, мало добавили к тому, что нашли инспектора ООН перед войной. По мнению авторов доклада, продолжение "принудительных" инспекций ООН, за которые выступал Фонд Карнеги, в конце концов привело бы к тем же выводам и без войны.
Несанкционированные интервью
В доклад Бартона Геллмана, опубликованный в среду в Washington Post, включены "несанкционированные" интервью с инспекторами Иракской поисковой группы - американской команды, которая ищет оружие массового уничтожения. Из них явствует, что иракский арсенал оружия массового уничтожения, существовавший до 1991 года и возможности его производить были ликвидированы за годы инспекций и санкций ООН.
Исключением являлись ракеты дальнего радиуса действия, запрещенные ООН. Главный инженер-ракетчик Саддама Модхер Тамими сообщил Геллману, что он прятал от инспекторов ООН чертежи ракет, способных нанести удар по Тель-Авиву или Эр-Рияду. По словам независимых экспертов, работы Тамими, основанные на устаревших российских технических руководствах, производят сильное впечатление. Однако эксперты выразили сомнение в том, что конструкции могли работать.
Как сообщили Post другие источники, глава иракской программы по производству биологического оружия Рихаб Таба проинформировал американских следователей о том, что у Ирака не было доступа к биологическим агентам оспы, а исследования с агентами сифилиса велись всего 45 дней и были прекращены перед войной 1990 года. Западные ученые, которые искали в иракских лабораториях оружейные патогены с помощью детекторов антител, заявили Post, что ничего не нашли.
Однако расследование Post показало: в 2003 году Саддам мог сделать намного больше, если бы хотел доказать инспекторам ООН, что он уничтожил свое оружие.
Геллман обнаружил список, написанный Саддамом в 1995 году, после бегства на Запад его зятя Хусейна Камала. В нем описаны все аспекты производства запрещенных вооружений, о которых, как опасались иракцы, Камал может рассказать ООН. Сюрпризов в нем нет: ООН в конце концов нашла и уничтожила все названное в списке.
Если бы в 2003 году Саддам передал этот список инспекторам ООН, это послужило бы доказательством того, что у него больше нет оружия, которое ищут инспектора. Но он этого не сделал - по-видимому, не желая показывать свою слабость.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях