InoPressa: тема дня | 9 января 2015 г.
"Неблагоразумные" храбрецы из Charlie Hebdo стали жертвами джихадистов
Обзор прессы
В пригороде Парижа проводится спецоперация по задержанию Шерифа и Саида Куаши, которых подозревают в кровавой расправе, устроенной в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo. Мировые СМИ комментируют подоплеку нападения, выражают солидарность с убитыми журналистами и делятся информацией о предполагаемых террористах.
"Я не Шарли: у меня не хватает смелости", - так начинает свою статью корреспондент The Financial Times Роберт Шримсли. Это отсылка к фразе "Я Шарли", которая стала проявлением солидарности с убитыми журналистами из французского журнала Charlie Hebdo.
Лидерами этого издания были немыслимо храбрые люди из числа тех, кто действительно меняет мир, поясняет автор. Шоу писал, что на неблагоразумных людях, которые упорно пытаются приспособить мир под себя, держится весь прогресс. Charlie Hebdo был "неблагоразумным" и ввязался в битву, которая в основном препоручена полиции и спецслужбам.
Многие, если не большинство журналистов воздерживаются от публикации изображений, которые могут навлечь серьезную опасность на издание или на них самих. "Есть также резонное стремление воздержаться от ненужных оскорблений; но со стороны большинства писателей и карикатуристов было бы неискренне утверждать, что они готовы насмехаться над пророком Мухаммедом или над Иисусом", - пишет автор. По его мнению, несмотря на храбрые заявления, сатире сейчас затыкают рот.
По данным "Репортеров без границ", в 2014 году погибли 66 журналистов, каждый третий - в Сирии и на Украине. "Эти люди и их коллеги, которым повезло больше, могли сказать, что у них хватает храбрости быть Шарли. Впрочем, даже они не осмелились бы действовать так упрямо-провокативно, а большинство из них, что вполне нормально, всячески старается минимизировать риск для себя", - пишет автор.
Но остальные - те, кто не рискует, - не Шарли. "Мы просто рады, что у кого-то хватило храбрости быть Шарли", - заключает автор.
"Из провинции в джихад: "кровавое путешествие" братьев Шерифа и Саида" - так озаглавлена статья в газете La Repubblica о подозреваемых в совершении нападения на редакцию Charlie Hebdo братьях Шерифе и Саиде Куаши.
"Они были лидерами спящей ячейки или, быть может, одинокими волками, - говорится в статье. - Вернее, они были бойцами, вернувшимися из Сирии, где отрубают головы. 32-летний Шериф и 34-летний Саид Куаши искали жертв и здесь, в центре провинции Арденны-Шампань на северо-востоке Франции, в 180 км от Парижа, куда эти два предполагаемых исполнителя самого кровавого теракта за последние 50 лет, приехали, чтобы подготовить свой "качественный скачок".
Реймс постепенно начинает приходить в себя, пишет корреспондент. Еще несколько часов назад жители переживали кошмар новых возможных атак и действий специальных войск, устроивших засады по трем адресам, где могли укрываться джихадисты. Никто из жителей не хочет говорить об этом определенно, но многие испытывают сомнения относительно ответственности двух братьев. Эта чудовищная бойня в редакции сатирического еженедельника вызывает удивление. Сегодня Реймс знаменит своим шампанским, которое можно попробовать в любом, даже самом маленьком бистро. Но это также место, где местный имам сумел построить самую большую мечеть на севере страны, сообщает автор статьи.
Саид и Шериф часто бывали в Шарлевиль-Мезьер, особенно в последнее время, после их возвращения из Сирии, рассказал журналисту один подросток. Но в этом городе многие думают о том, что все было подстроено. Удостоверение личности, оставленное в угнанном автомобиле, - "просто западня".
Шериф Куаши был знаком полиции, говорится далее. В 2005 году он появился в специальном выпуске новостей, посвященном вербовке радикальных исламистских боевиков. В те времена он еще мечтал стать исполнителем рэпа. Вместе с Саидом он посещал парижскую мечеть на улице Танжер и был очарован имамом Фаридом Баниетту, который был приговорен к шести годам тюрьмы за преступления, связанные с терроризмом.
Баниетту идеологически обрабатывал Шерифа, читал ему фрагменты из Корана, в которых, как пояснял имам, "говорится о том, что вполне законно брать в руки автомат Калашникова и стрелять в неверных". Фото из иракской тюрьмы "Абу-Грейб" стали бензином, подлитым в уже горящий костер, пишет автор.
Выйдя из тюрьмы, Шериф разносил по домам пиццу, работал на рыбном рынке, на складе, продолжает Мастроджакомо. Полиция подозревала его в участии в освобождении Смаина Аита Али Белкасема, автора терактов во Франции в 1995 году, ответственность за которые взяла на себя алжирская группа "Вооруженная исламская группа". Его задержали, но потом отпустили из-за отсутствия доказательств. ФБР включило обоих братьев в "черный список" авиапассажиров. Шериф - один из 185 французов, которые вернулись из Сирии. Переполненные гневом и жаждой насилия, братья превратились в убийц в этом аду, который создал "Черный халифат", заключает корреспондент.
Разведслужбы США и Франции полагают: Саид Куаши учился обращаться с оружием в Йемене, в группировке, которая является ответвлением "Аль-Каиды", сообщает The Wall Street Journal. Об этом сообщили американские чиновники, подчеркнув, что "пока нет никаких доказательств того, что "Аль-Каида" руководила атакой, приказала ее провести или следила за ее ходом".
Министр внутренних дел Франции Бернар Казнев сказал, что Саида Куаши опознали по видеозаписи, сделанной соседями в среду, а в брошенной машине, на которой скрылись преступники, было найдено французское удостоверение личности на его имя.
"Атака была очень сложной. Очевидно, она не столь сложна, как теракты 11 сентября, но она была сложна в тактическом плане, она требовала все спланировать, провести разведку, позаботиться о логистике и поддержке сверху", - сказал генерал-лейтенант в отставке Майкл Флинн, экс-директор Агентства оборонной разведки США. По его мнению, атака вызвала стратегический резонанс, которого добиваются многие группировки, аффилированные с "Аль-Каидой". "Они как раз и хотели, чтобы их осудило международное сообщество. В нашем понимании это нелогично, но в их глазах абсолютно разумно. Такое делает их героями", - пояснил он.
Шериф Куаши числился в списке известных властям и предполагаемых террористов, который составили США, а также в американском списке лиц, которых запрещено допускать на борт самолетов. Венсан Олливье и другие юристы говорят: Шериф увлекся радикальным исламом в парижской мечети, где проповедник Фарид Баниетту пропагандировал "воинственную салафитскую джихадистскую идеологию "Аль-Каиды".
По версии французского следствия, в 2004 году Шериф Куаши присоединился к лицам, которые якобы готовились воевать с американскими войсками в Ираке. В 2005 году французская полиция арестовала Куаши, Баниетту и еще несколько лиц.
На вопрос следователей, почему Куаши забронировал авиабилет в Дамаск (оттуда боевики обычно пробирались в Ирак), он ответил, что наставник убедил его, что "мученическая смерть - это хорошо".
В 2008 году Шериф Куаши был приговорен к 18 месяцам тюрьмы за принадлежность к террористической организации.
В 2010-м его заподозрили в подготовке побега некого заключенного, осужденного за терроризм. Он провел несколько месяцев под арестом, но прокуратура сочла, что не имеет доказательств для его оставления под стражей. В то время казалось, что этот женатый мужчина, торговавший рыбой в супермаркете, порвал со своим прошлым.
"То, что в Шерифе Куаши не смогли распознать угрозу национальной безопасности, подчеркивает сложную задачу французских властей: как уследить за десятками недовольных жизнью молодых людей в одной из крупнейших в Европе мусульманских общин?" - пишет газета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях