The Washington Post | 9 июля 2001 г.
Ущерб, нанесенный Ханссеном, пока трудно оценить
Дэн Эгген
Правительство США пока не знает всех секретов, переданных разведчиком ФБР Робертом Ханссеном Москве за последние 20 лет. Именно поэтому вчера министерство юстиции решило пока не подвергать его смертной казни.
Однако некоторые эксперты по разведке и правительственные чиновники, располагая неполной картиной его деятельности, считают, что Ханссен нанес ущерб не меньший, чем разведчик ЦРУ Элдрич Эймс, девять лет шпионивший для Москвы и арестованный в 1994 г.
Вчера адвокат Ханссена и Эймса Плато Качерис сказал на пресс-конференции, что он считает такое сравнение оправданным. ?Я не знаю другого человека, который сделал бы так много?, - добавил он потом.
Ханссен признал себя виновным и сообщил, что выдал личности двух американских двойных агентов, которые впоследствии были казнены Советским Союзом. Кроме того, он подтвердил некоторые из худших опасений правительства в отношении другого возможного ущерба.
Эймс занимался по большей части человеческим фактором разведки. Его деятельность привела к смерти десяти американских агентов, два из которых были выданы Ханссеном.
Однако некоторые правительственные чиновники и аналитики считают, что, несмотря на то, что работа Ханссена привела к меньшему количеству смертей, этот шпион мог нанести гораздо более значительный ущерб национальной безопасности в целом.
По данным, содержащимся в правительственных документах, и, по словам некоторых чиновников, Ханссен скомпрометировал электронные технологии, являющиеся основной американской разведывательной машины, используемой ЦРУ, ФБР и Национальным агентством безопасности, поставил под сомнение огромное количество информации, собранной о Советском Союзе и России за последние двадцать лет.
?Дело Ханссена очень и очень серьезно. Возможно, мы до сих пор не знаем, насколько, - сказал на этой неделе высокопоставленный член комитета сената по разведке, республиканец Ричард С. Шелби (Алабама). - Мы понесли невосполнимый ущерб во многих сферах?.
Как следует из документов суда и по информации осведомленных лиц из разведки, Ханссен рассказал о том, как Соединенные Штаты перехватывали данные, передаваемые через советские спутники, в том числе выдал графики работы датчиков на секретных кораблях, самолетах и спутниках американской разведки.
Он сообщил КГБ о существовании секретного тоннеля под советским посольством, которым ФБР и НАБ пользовались для электронного прослушивания, рассказал Советскому Союзу о том, как Соединенные Штаты собирались реагировать на ядерную атаку.
Он также дал КГБ информацию о тайном расследовании ФБР в отношении Феликса Блоча, сотрудника Госдепартамента, которого подозревали в том, что он занимался разведдеятельностью в пользу Москвы в 1989 г. Блоча не арестовали. Вчера представители правительства отказались сообщить, собираются ли они просить Ханссена помочь возобновить дело против него.
Пользуясь своим знанием компьютерных технологий и доступом к некоторой засекреченной информации, Ханссен вел партизанскую контрразведывательную кампанию, предоставляя информацию Советскому Союзу и России, позволявшую этим государствам противостоять попыткам США вести разведдеятельность.
Пока, по крайней мере, широкой общественности, не известно о том, каковы объемы информации, переданной Москве Ханссеном. Утверждается, что он передал работавшим с ним агентам 6000 страниц текста. В частности, правительство пока не знает, какие объемы информации были раскрыты Ханссеном в конце девяностых, когда он отвечал за контакты ФБР с Госдепартаментом.
Роберт Х. Блитцер, бывший сотрудник контрразведки ФБР, работавший с Ханссеном, сказал, что широкий доступ Ханссена к совершенно секретной информации мог позволить ему стать самым вредным шпионом со времен Джулиуса и Этел Росенбергов, казненных в 1953 г. за передачу Советскому Союзу ядерных секретов. Другие сравнивают Ханссена с Джоном А. Уокером младшим, офицером американского ВМФ, который признался в том, что передавал Советскому Союзу секретную информацию и пользовался помощью своего сына и брата.
?Возможно, придется полностью пересматривать методы работы разведывательного сообщества, - сказал Блитцер. - Бог знает, сколько это будет стоить?.
Но, по всей видимости, больше всего американские власти беспокоит то, что это дело ставит под сомнение результаты многих лет разведывательной деятельности США, собиравших информацию о Советском Союзе и России. Вследствие того, что Ханссен передавал технические секреты, среди этих данных может быть очень много дезинформации.
Джеймс Бэмфорд, юрист и эксперт по разведке, сказал, что одной из главных жертв может оказаться сверхсеретная организация НАБ, поскольку она играла главную роль в операциях по прослушиванию, раскрытых Ханссеном.
?Такое агентство, как НАБ, тратит годы, годы и годы, чтобы выйти на нужную позицию. И если потом кто-то выдает всю информацию - это катастрофа, особенно в том случае, если ты об этом не знаешь, - сказал Бэмфорд. - Мы могли принимать множество решений в области национальной обороны. Например, начать разрабатывать торпеды или боеголовки, получив от россиян ложную информацию?.
Дион Стемпфли, бывший эксперт по компьютерным технологиям министерства обороны, сказал, что самая главная опасность состоит в том, что такой высокопоставленный двойной агент, как Ханссен, мог иметь возможность сообщить Москве о текущих разведывательных операциях, что позволило бы КГБ и СВР сменить тактику.
?Имея дело с совершенно секретной информацией, я видел, что она засекречена не просто так, - сказал Стемпфли. - Ущерб, который это дело нанесло национальной безопасности и безопасности людей, очень сложно оценить?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях