International Herald Tribune | 9 июля 2003 г.
Если Великобритания откажется от Блэра, США пристроят его на работу
Николя Кристоф
Одним из самых печальных итогов войны в Ираке может стать то, что она, очевидно, окончится раньше для Тони Блэра, чем для Саддама Хусейна.
В Великобритании Тони Блэра называют "пуделем президента Джорджа Буша". Если верить недавнему опросу общественного мнения, Лейбористская партия Блэра уступила консерваторам - всего лишь во второй раз за последние 11 лет. "Критики войны в Ираке считают, что премьер-министр предал свою страну ради техасского ковбоя", - отмечает Уилльям Рис-Могг на страницах The Times of London.
Как бы глупо это не прозвучало, я предлагаю Бушу присмотреться к Блэру и узнать о нем кое-что новое. Кроме того, Блэра, похоже, любят все, кроме британцев.
Опрос общественного мнения, проведенный Pew Research Center, выявил, что именно Блэру американцы доверяют более всего (Буш занял второе место среди прочих мировых лидеров). Блэра уважают 83% американцев. Высокие оценки Блэр получил и в других странах, от Австралии до Нигерии. Еще более интересен тот факт, что в течение последних двух лет Буш и Блэр занимали почти одинаковые позиции, и оба преувеличивали иракскую угрозу. И все же, сегодня в мире ведущим государственным деятелем считается Блэр, в то время как Буша большая часть населения земного шара считает тупым ковбоем. Или - здесь цитирую одного оксфордского профессора, который, возможно, к тому моменту влил в себя слишком много хересу - "клоуном".
Главная причина - в том, что Белый дом перебрал с моральной прозрачностью.
Буш всегда создавал такое впечатление, что обсуждаемые вопросы и так всем понятны и все с ними согласны, а любой, кто не согласен, просто ведет политическую игру. Это прекрасно сработало после терактов 11 сентября, да и вообще и в умеренных дозах, моральная прозрачность - вещь для государства полезная. Но слишком большая доза вредит процессу выработки политики и наносит удар по нашей разведке.
Блэр поддерживает Буша по вопросу войны в Ираке, однако признает сложность проблемы.
"Да, есть страны, которые не согласны с тем, что мы делаем; я имею в виду, что скрывать это бесполезно - раскол налицо", - сообщил Блэр репортерам в Кэмп-Дэвиде в начале войны, когда двух лидеров спросили об оппозиции войне среди традиционных союзников. Буш предпочел ответить так: "У нас широкая коалиция". И еще: "Я удовлетворен размерами коалиции".
Блэр встречался с Папой Иоанном Павлом II и Архиепископом Кентерберийским, чтобы обсудить их оппозиционный настой. Буш отказался обсуждать возражения против войны с Национальным советом церквей США и даже с главой собственной Объединенной методистской церкви.
Политические оскорбления - это традиционный британский вид спорта. (Вспомним, например, знаменитые слова Черчилля, которыми он характеризовал своего соперника Клемента Этли - овца в овечьей шкуре.) Но Блэр разделывается с аргументами своих соперников такими способами, которые не выходят за рамки вежливости, - американцам есть, чему поучиться. Буш отнюдь не болван, каковым чего считают многие оппоненты. На мой взгляд, по обычным меркам он очень сообразителен - он остроумен, у него отличная память на лица, а его бывшие подружки отзываются о нем гораздо лучше, чем многие женщины говорят о своих мужьях. Но в то же время идеи и мнения его интересуют в гораздо меньшей степени, чем любого другого человека, у которого мне приходилось брать интервью. Его мышление имеет, скорее, практическую направленность, чем созерцательную. Внимание к нюансам ему не свойственно, но время от времени он создает для нас иллюзию того, что он в состоянии их учитывать.
В последний раз Буш, казалось, неподдельно сражался с различными нюансами летом 2001 года, когда он признал ожесточенность и сложность дебатов по вопросу о государственном финансировании исследования эмбриональных стволовых клеток. Он продемонстрировал невероятную готовность биться над выработкой политики в отношении исследований эмбриональных стволовых клеток и искать компромисс.
Если бы Буш использовал эту же модель для выработки политики в отношении Ирака, мы бы не отвратили от себя наших союзников и не исказили бы послевоенное планирование из-за своих розовых очков.
В 1979 году Джеймс Фэллоуз написал легендарный критический отзыв о "бесстрастном президентстве" Джимми Картера. Феллоуз утверждал, что Картер был умным и порядочным человеком, который обращал слишком много внимания на детали - ему катастрофически не хватало широкого взгляда, который мог бы вдохновить страну и оживить свое президентство.
Ну, теперь у нас есть "страстное президентство". Но оно столь сосредоточено на полноэкранных идеологических кампаниях, что не утруждает себя деталями (например, оно даже не задалось вопросом о том, что мы будем делать в Ираке, когда завоюем его). Блэр предлагает третий путь - страстность, привязанная к практичности, идеализм без идеологий.
Учитывая, что, возможно, времени у Блэра осталось не так уж и много, Бушу стоит нанять его себе в советники.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях