The Guardian | 9 июля 2015 г.
Крушение MH17: Россия и сепаратисты отрицают доказательства своей причастности, которых становится все больше
Шон Уокер
17 июля исполняется год со дня крушения под Донецком гражданского авиалайнера, следовавшего рейсом MH17. Корреспондент The Guardian Шон Уокер посетил Петропавловку - одно из сел неподалеку от места трагедии - и поговорил с главой местного сельсовета, а также с представителями пророссийских повстанцев.
"Высоко в небе я увидела такие маленькие черные точки, они начали приближаться, увеличиваясь в размерах, а потом вокруг нас стали падать вещи, - рассказала Уокеру председательница сельского совета Петропавловки Наталья Волошина. - Мы поняли, что это части самолета, но сначала думали, что это военный самолет. В предыдущие несколько дней повстанцы уже сбивали в окрестностях украинские военные самолеты".
Как пишет Уокер, "на полях по соседству лежали человеческие останки - иногда это были изуродованные конечности, иногда тела без следов повреждений. Земля была усыпана и всеми принадлежностями, характерными для современного воздушного транспорта".
"Люди стали приносить письма, лекарства, чемоданы, всякие личные вещи. Многие приходили сюда просто так, посидеть и поговорить, потому что домой им было идти страшно", - вспоминает Волошина.
"На то, чтобы собрать останки в пакеты, у спасателей ушло несколько дней: целые тела клали в черные пакеты, части тел - в зеленые. Операция по расчистке местности осложнялась тем фактом, что самолет упал на территории, контролировавшейся пророссийскими повстанцами, где Украина свой суверенитет утратила. Место крушения как следует так и не оцепили. Поползли слухи о мародерстве и посторонних манипуляциях на месте происшествия, - продолжает Уокер. - Прошел год, но неопровержимых доказательств, указывающих на виновных, так и не появилось, хотя большинство улик говорит о том, что самолет по ошибке сбили сепаратисты, выстрелив по нему из ракетной установки "Бук", которая, возможно, была переправлена через границу из России".
"Пророссийские силы по большей части отрицали, что у них когда-либо был "Бук", но один из их руководителей, Александр Ходаковский, сказал Reuters, что сепаратисты получили такую систему от России. "Знаю я про этот "Бук". Слышал о нем. Думаю, его отправили назад. Потому что я о нем узнал в тот же самый момент, когда узнал, что произошла эта трагедия", - говорил он прошлым летом. В интервью The Guardian на прошлой неделе в Донецке он был более осмотрителен. "Возникла вся эта шумиха вокруг "Буков", которые там, может, были, а может, и нет. Но признаюсь честно, наверняка я вам ничего сказать не могу, потому что я ничего не видел и ничего не слышал. Чтобы прекратить инсинуации, я в последнее время стараюсь вообще на эту тему не говорить". Глава самопровозглашенной Донецкой народной республики был более резок: "Я несколько раз говорил, что "Боинг" мы не сбивали, - сказал Александр Захарченко из своего офиса в центре Донецка. - Таких ракетных систем у нас никогда не было. "Бук" был у украинской армии. Так что мы с чистой совестью и с удовольствием примем любую миссию, которая захочет в этом разобраться". В то же время Ходаковский отметил, что прошлым летом повстанческие формирования все еще состояли из нескольких разрозненных групп, и единого командования у них не было. Он сказал: "Тогда царил хаос. Одно подразделение не знало, что делают другие. Мы тут сидели и занимались своими делами; у тех, кто был в других местах, были свои дела".
В ходе работы над материалом корреспондент The Guardian попытался задать вопросы одному из командующих сепаратистскими формированиями Игорю Безлеру. "Это закончилось тем, что он пригрозил интервьюеру убийством", - пишет Уокер.
При этом, как рассказал ему советник министерства обороны Украины Василий Будик, которого Безлер прошлым летом три месяца держал в плену, виновником уничтожения MH17 Безлер быть не мог: "Когда ему позже сказали про пассажирский самолет, он вышел из себя. Он понял, что это повлечет за собой серьезные последствия для повстанцев... Он не мог в это поверить".
"В Москве, публично отрицая свою причастность, дипломаты бросились выяснять, что же произошло, - восстанавливает ход событий Уокер. - По словам дипломатического источника в Москве, намеченные заранее встречи для обмена информацией с коллегами в российском МИДе шли в соответствии с планом на протяжении всего года - за исключением недели после происшествия с MH17. Выглядело все так, как будто русские хотели прояснить свою версию, прежде чем встречаться с иностранными должностными лицами, сказал дипломат".
В Нидерландах и Малайзии заговорили об организации международного трибунала для выявления виновников падения MH17, отмечает Уокер. Он цитирует высказывание, которое на прошлой неделе сделал премьер-министр Нидерландов Марк Рютте: "Ни один путь не идеален на 100%, но этот путь гораздо лучше всех остальных. У нас есть и запасные планы (как национального, так и международного масштаба) на случай, если этот подход не сработает, но пойти по этому пути было бы лучше всего". Россия (в частности, заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов) выступила против создания трибунала.
"Возможность как следует собрать обломки самолета появилась лишь в марте, после того, как в феврале в Минске подписали шаткое перемирие, - говорится в статье. - Местные жители помогли собрать обломки и личные вещи с места катастрофы, а в апреле прибыла голландская миссия и все собранное поместила в большой грузовик. Местным жителям заплатили за потраченное время. "Врачи без границ" отправили в деревню [Грабово] психолога, чтобы тот поработал с местными детьми... На месте, где лежала большая часть обломков, организовали небольшой временный мемориал - на землю положили несколько потрепанных детских игрушек, поставили свечи". Как рассказала Волошина, в начале июня сюда приезжал отец одного из погибших, гражданина Нидерландов. На память он увез с собой землю с тех полей, на которые упали обломки самолета.
По словам Захарченко, ни о каких мероприятиях в ознаменование годовщины трагедии он не знает: "Зачем вы спрашиваете? Спросите в Нидерландах. Если они хотят что-нибудь устроить, мы гарантируем им безопасность".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях