Статьи по дате

Le Figaro | 9 июня 2006 г.

Ласточка надежды

Александр Адлер

Похоже, из Москвы снова светит луч надежды. Вот лишь несколько признаков перемен к лучшему. Это резкая и неожиданная отставка генерального прокурора Владимира Устинова - услужливого и лицемерного исполнителя акции по расчленению ЮКОСа, за которым последовал арест его главы Ходорковского. Это отмеченное всеми присутствие Путина на состоявшемся в Москве международном газетном конгрессе, на котором без экивоков было сказано об ухудшении ситуации со свободой информации в России. Наконец, есть и более серьезный признак: это решение "Газпрома", известного своими связями с властью, на 60% повысить цену на газ для Белоруссии - это намного больше повышения тарифа для мятежной Украины: Путин явно стал меньше ценить карикатурного минского сатрапа Лукашенко.

Одна ласточка весны не делает, но уже можно рассчитывать на свертывание разного рода провокаций, которые Россия устраивала в последние месяцы. Конечно, финансовые рынки страны, которая уже не является ни сталинской, ни даже брежневской, напоминают Москве, что дело ЮКОСа еще долго будет сказываться на ситуации в бизнесе. Западные инвесторы игнорируют предложения, которые могли бы позволить российским компаниям увеличить свой капитал. Но дело не только в финансовой изоляции России. В действительности мы присутствуем при очередном раунде очень старого спора, очень старого конфликта, который красной нитью проходит через всю российскую историю на протяжении последних трех столетий. С одной стороны, существует авторитарное течение, претендующее на защиту неких национальных традиций и отвергающее подражание Западу: сегодня оно объединяет православных христианских фундаменталистов, русских националистов-шовинистов и тех, кто испытывает ностальгию по "сильной руке". Их внешняя политика ярко выражается в стремлении примирить интересы России, Китая и мусульманских стран, чтобы создать своего рода союз недовольных, который будет выступать против глобализации и "вредного" расширения политических свобод. Ведомые главой "Роснефти" Сечиным, банкиром Православной церкви Пугачевым, спикером Думы Мироновым и генеральным прокурором Устиновым (ныне ставшим частным лицом), великорусские евразийцы, казалось, уже добились своего.

Их последняя "ударная" идея состояла в том, чтобы создать вокруг Шанхайской группы, вокруг России и Китая, своего рода анти-НАТО, открытое для Ирана - а может быть, даже для "Хамаса", хорошего уже потому, что на Ближнем Востоке он противостоит двоюродным братьям Ходорковского и премьер-министра Фрадкова. Противоположный лагерь составляет прозападное течение, более широкое, чем кажется на первый взгляд, и стремящееся сохранить главные либеральные завоевания Горбачева и Ельцина. Не капитулируя по главным вопросам, таким, как восстановление прочного союза с Украиной, Грузией и Казахстаном, это течение явно предпочитает создать противовес американским мечтателям о возврате холодной войны, сближаясь с европейцами и американскими реалистами, к коим следует причислить саму Кондолизу Райс. Вся остающаяся на месте экономическая команда, в том числе блестящий министр финансов Алексей Кудрин, а также нынешний глава кремлевской администрации Медведев, придерживаются этого направления. Их интеллектуальным вдохновителем остается главный энергетик Анатолий Чубайс. Их новым союзником стал министр обороны Сергей Иванов, который, будучи выходцем из рядов КГБ, в политике является твердым сторонником гражданской власти и не принадлежит к числу националистов. Молодого генерала КГБ Дмитрия Козака, которого Путин только что отозвал с Кавказа, где он был наместником, чтобы передать ему пост генерального прокурора Российской Федерации, также можно причислить к умеренным западникам.

Позволю себе дать один совет и одно дружеское предостережение Владимиру Путину. Термин "силовик", который сейчас предпочитают суровому термину "чекист", в политическом плане абсолютно ничего не выражает. Путин сделал очень знаменательный жест, когда вскоре после своего избрания президентом возложил цветы на могилу Юрия Андропова. Но Андропов был всем кем угодно, но только не членом корпорации "органов": с конца 30-х годов и до своей последней битвы против Суслова и брежневцев Юрий Андропов неустанно боролся против сталинизма, шовинизма и антизападничества - как до него это делали Берия и знаменитый Александр Орлов, реабилитации которого он способствовал. Как после него это делали Маркус Вольф и те болгарские чекисты, которые оставались ему верны. Противоположный лагерь в советских спецслужбах представляли мечтатели и провокаторы типа Шелепина и Солдатова, этого символа союза с сирийцами, который увенчался убийством Альдо Моро и покушением на Папу. Конечно, нужно сделать выбор в пользу Андропова, то есть быть осторожным в заключении противоестественных альянсов с Китаем и нынешним Ираном. Будущее России целиком прописано в ее западническом прошлом, в завещании Андропова.

Источник: Le Figaro


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru