The Washington Post | 9 июня 2006 г.
Путинская политическая машина окапывается
Питер Финн
Но критики говорят, что у кажущейся силы "Единой России" слабые корни
При агрессивной вербовке и законах, вытесняющих оппозицию все дальше на обочину, партия "Единая Россия", которая поддерживает президента Владимира Путина, консолидирует власть до такой степени, что критики сравнивают ее с политической монополией КПСС.
В марте "Единая Россия" объявила, что в ней состоит 1 млн членов и она планирует набрать еще миллион к парламентским выборам 2007 года; по сравнению с этим любая другая партия выглядит карликовой. В ее ряды стекаются губернаторы, бизнесмены и бюрократы, видящие, где находится политическое влияние.
В феврале заместитель главы путинской администрации Владислав Сурков заявил активистам партии, что задача "Единой России" не просто победить на выборах 2007 года, но подумать о том, как добиться доминирования на ближайшие 10-15 лет.
Сурков предупредил, что партии придется уменьшить свою зависимость от административного ресурса. "Единой России" придется освоить методы идеологической борьбы, чтобы конкурировать в многопартийной системе, которую, как утверждает Кремль, он медленно отстраивает.
Опросы общественного мнения показывают, что Путин, который не является членом "Единой России", но использует ее как политический механизм, популярен в российском обществе. Но аналитики отмечают, что Кремль не склонен допустить осмысленную оппозицию. "Они хотят монополизировать все политическое пространство", - сказал Николай Петров, аналитик Московского центра Карнеги. Он назвал партию машиной, которую используют для нейтрализации парламента и сосредоточения всей власти в Кремле.
Свертывание демократических институций в России, возможно, будет в центре внимания в июле в Петербурге, где Россия будет принимать ежегодный саммит "большой восьмерки". Помимо прочего, Путин отменил выборы региональных губернаторов, взял под контроль независимых вещателей, ограничил деятельность неправительственных организаций и задушил оппозицию, сделав ее почти не видной.
В марте популистская националистическая партия "Родина", когда-то обхаживаемая Кремлем, но в последнее время все более независимая, была вычеркнута из избирательных списков в семи из восьми регионов. В регионе, где партия баллотировалась, она заняла второе место.
В Москве "Родину" обвинили в разжигании межнациональной розни, когда в своем предвыборном ролике она атаковала нелегальных иммигрантов. В Курской области и других регионах суды признали ее виновной в подкупе избирателей из-за раздачи сувениров с партийной символикой. "Единая Россия" и государственные телеканалы постоянно называют ее фашистской, но ее бывший лидер Дмитрий Рогозин называет эти обвинения абсурдными.
Рогозин ушел со своего поста в марте. В интервью он заявил, что высокопоставленные кремлевские чиновники предупредили его, что партию не допустят к участию в выборах, если он останется в ее руководстве. "Я мог бы остаться, но партию бы уничтожили, - сказал он. - Им нужна правящая партия и управляемая оппозиция".
Но при кажущейся силе "Единая Россия" стоит на ненадежном фундаменте, утверждают критики и некоторые члены партии. Она держится на личной популярности Путина, а также слабости и разобщенности оппозиции, но ей будет трудно набрать больше 40% голосов, считают Петров и другие аналитики.
К тому же меньше чем через два года Путина не будет. Лояльность многих членов партии коренится не в идейной приверженности, а в личных интересах.
"Единая Россия" - это карьерная лестница", что-то вроде КПСС, сказал Ростислав Туровский, аналитик региональной политики в московском Центре политических технологий. Вступление в нее - это "важный и, наверное, единственный способ стать членом элиты".
"Люди вступают ради самореализации, - заявил Евгений Жилинков, 21-летний активист молодежной ветви курского отделения партии. - Я развиваю свои горизонтальные связи, общаясь с влиятельными людьми. Я хочу сделать политическую карьеру".
За последние два года около 20 губернаторов - бывших коммунистов и беспартийных - вступили в "Единую Россию", часто приводя с собой представителей местной политической, деловой и бюрократической элиты, отмечает Петров. Губернаторы 71 из 88 российских регионов сегодня состоят в "Единой России", партия также контролирует 58 региональных парламентов.
Компартию так встревожило бегство из ее рядов, что в мае она приказала своим членам докладывать о любых контактах с государственными структурами в попытке обуздать "политическое предательство". 54-летний Александр Михайлов, коммунист и губернатор Курской области, в прошлом году сбежал в "Единую Россию". "У него не было выбора, - заявил Владимир Слатинов, политический аналитик и декан факультета государственного управления в Курском государственном университете. - Для губернатора это вопрос сохранения своего поста".
С 2004 года, когда Путин присвоил себе право назначать губернаторов, политическое будущее Михайлова зависит не от избирателей, когда-то сделавших его губернатором. В прошлом году он заявил одному из курских еженедельников, что некоторым это может показаться странным, но он всегда согласен с действиями президента и поддерживает их.
На протяжении года "Единая Россия" провела через парламент ряд законов, которые, по мнению критиков, направлены на предотвращение настоящей предвыборной борьбы.
Теперь партии должны создаваться на общенациональной основе и насчитывать не менее 50 тыс. членов. Списки проверяет министерство юстиции, которое обвиняют в запугивании тех, кто выступает против правительства. Чтобы попасть в парламент, партия должна набрать как минимум 7% голосов, а если ей это не удается, полученные ею голоса распределяются между крупными партиями. По мнению аналитиков, больше всего от 7-процентного барьера выигрывает "Единая Россия".
Новый закон отменил и мажоритарную систему, по которой в парламент попадали независимые депутаты. В 2007 году все места в парламенте будут распределяться между партиями, и каждая партия сама решит, кто будет депутатом.
"Единая Россия" не чувствует конкуренции, - заявил Александр Лебедев, который представляет эту партию в национальном парламенте, но имеет репутацию диссидента. - Плохо, что страна не может иметь нормального парламента. Именно контроль привел Советский Союз к гибели".
Но другие члены "Единой России" утверждают, что их политика создаст конкурентную партийную систему, которая может ослабить позиции их партии в новом парламенте.
Хотя независимые кандидаты в 2003 году победили в некоторых округах, говорят они, в большинстве округов победили кандидаты "Единой России". После отмены мажоритарной системы партии надо набрать как минимум 50% голосов, чтобы сохранить влияние, которым она пользуется в нынешнем парламенте. Для простого большинства необходимо 42%, подчеркивают аналитики.
Насколько трудно набрать даже такое количество голосов, стало ясно на мартовских выборах в Курской области. Популярность губернатора, недавно вступившего в "Единую Россию", увеличила количество голосов, поданных за партию, примерно на семь пунктов, отметил Слатинов. Одного из давних соперников губернатора суд вычеркнул из списков. Сельским избирателям угрожали отключением электричества и газа, если они не проголосуют за "Единую Россию", утверждает второй секретарь местной компартии Борис Гвоздев. "Единая Россия" потратила на агитацию гораздо больше, чем ее соперники.
Однако она набрала лишь 37%, сильно не дотянув до своей цели в 45%.
"Мы сильно осложнили себе жизнь, - заявил Александр Чухраев, член "Единой России", представляющий Курск в национальном парламенте. - Наше руководство считает, что многопартийная система прогрессивнее. Но иногда мы чувствуем, что нам не хватает партнера или оппозиции, что помогало бы формулировать решения".
"Некоторые члены партии не понимают наших реформ. Они думают: "Зачем отдавать власть? Нам было так трудно ее получить"".
Поведение партии вызывает насмешки среди ее соперников. "Единая Россия" играет в демократию, потому что этого хочет Кремль, - сказал бывший министр экономики Евгений Ясин. - В результате они получат ровно столько голосов, сколько надо".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях