Die Presse | 9 июня 2010 г.
Газа и внешнеполитическая эквилибристика Турции
Ян Кетман
Реджеп Тайип Эрдоган показал себя внимательным хозяином. После совместной пресс-конференции турецкий премьер протянул руку своему российскому коллеге Владимиру Путину, чтобы помочь ему спуститься со сцены. "Подобные знаки внимания, - отмечает Die Presse, - дались Эрдогану легко: до этого на саммите CICA в Стамбуле Путин заявил о том, что Россия намерена поднять на рассмотрение в Совбезе ООН дело о захвате израильскими военными гуманитарного конвоя". Помимо этого, российский премьер подтвердил, что газопровод "Голубой поток-2" не дойдет до Израиля, как планировалось ранее.
"Саммит в очередной раз доказал: Турция ищет свою новую самостоятельную роль. Не прошло и десятка лет с тех пор, как Анкара проводила скучную и предсказуемую внешнюю политику: членство в НАТО демонстрировало ориентацию на Запад, хорошие отношения с Израилем, чье оружие турецкая армия охотно приобретала, должны были повысить "ценность" страны в глазах Вашингтона", - продолжает автор публикации. При этом отношения с Израилем всегда были скорее "браком по расчету".
Новая фаза наступила в 2002 году, с приходом к власти Эрдогана. Для начала он более решительно, чем его предшественники, повернулся в сторону Европы. Он преследовал определенные цели, замечает корреспондент: реформы, проводимые по требованию Европы, ослабляли роль военных и старой элиты, кроме того, гарантировали доверие инвесторов. Однако замаячившая было на горизонте перспектива вступления в ЕС стала делом далекого будущего после того, как Берлин и Париж открыто заявили о своих сомнениях по поводу членства Турции в Евросоюзе.
"Это и стало импульсом для взятия нового курса", - продолжает издание. По мнению нынешнего министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, Турция должна поддерживать хорошие отношения как с Востоком, так и с Западом. В этой связи Анкара и стремится к роли посредника то между Ираном и США, то между Израилем и арабами.
"Однако эта гениальная концепция таит в себе угрозу, на которую раньше уже указывали турецкие эксперты: как бы однажды не сломать себе шею во время подобного танца на канате, натянутого между конфликтующими силами". Для того чтобы быть посредником, Турция должна сохранять определенный нейтралитет - однако конфликт с Израилем после недавних событий поставил крест на подобной перспективе.
Политические и экономические успехи Турции в последние годы, пишет обозреватель, скорее всего привели к тому, что Анкара сегодня переоценивает свои силы. "Она стремится к роли мировой державы, до которой явно не доросла: у нее нет нефтяных богатств Ирана, а экономический рост последних лет отстает от роста многих развивающихся стран". Возвращение к взвешенной политике, констатирует издание, было бы полезно как для Европы, так и для Турции.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях