Berliner Zeitung | 9 марта 2004 г.
Милитаризация российской политики
Дамир Фрас, Франк Херольд
Политик от партии СДПГ Гернот Эрлер о Владимире Путине и президентских выборах
- Господин Эрлер, недавно президент России Владимир Путин неожиданно сменил правительство. Свидетельствует ли это о смене курса?
- Я не ожидаю смены курса ни во внутренней, ни во внешней политике России. Скорее ожидается, что теперь будет последовательное в своих действиях правительство, в частности и в том, что касается персон.
- Но ходят слухи, что премьер-министр Фрадков является лишь переходной креатурой.
- Переходные решения порой оказываются очень надежными. Некогда сам Путин был переходной креатурой. Правительство в России и так является исполнительным органом президента, так что определение политики полностью находится в руках самого президента.
- Но Путин сам посылает сигналы, которые говорят о смене курса. Он демонстративно присутствует на маневрах Северного морского флота, он размешает ракеты "земля-воздух" в Белоруссии. Является ли это новой готовностью к конфликту по отношению к Западу?
- Сложно судить, что из этого - предвыборные маневры, а что - долгосрочные меры. Многое из того, что сегодня происходит, это лишь шум, обусловленный проблемой явки избирателей.
- Имеет ли будущее возникшее в период иракских событий партнерство - некоторые даже говорят: ось - между Россией, Германией и Францией?
- На самом деле оси никогда не было. Существует позитивное совпадение целей в международной политике. Я имею в виду предпочтение, которое отдается многосторонним действиям, уважение высокого статуса ООН, общую заинтересованность в мирном разрешении ближневосточного конфликта и сотрудничество в борьбе против международного терроризма.
- Путин использует эту борьбу для того, чтобы действовать в Чечне сомнительными, если избегать сильных выражений, методами.
- Путин сумел решительно сократить международную критику его политики в Чечне после 11 сентября. Ценой за сотрудничество с Россией было признание Западом, что в Чечне тоже отчасти ведется борьба с международным терроризмом. Это так и есть, но это не должно привести к тому, что нам больше не будет разрешено критиковать действия Путина. Наоборот: мы должны выражать свою озабоченность.
- Россия - это демократия или нет?
- Путин использует иное слово, он говорит о "диктатуре закона". Быть может, это звучит странно, не бесспорно, ему удалось стабилизировать Россию. Страна снова стала надежной и предсказуемой. Это несомненный прогресс, и это выгодно нам.
- Нужно ли ради этого прогресса закрывать глава на очевидные элементы регресса?
- Критический диалог не должен превращаться. На первом месте находится вопрос демократии, после выборов в Думу он стоит по-новому. Уже до этих выборов в России не было четко выраженной плюралистической партийной системы. А сейчас был сделан опасный шаг назад. Вызывает беспокойство то, как широко кремлевская партия "Единая Россия" пользуется своим большинством. Значение оппозиции было совершенно сознательно сведено к нулю. Ни в Думе, ни вне парламента нет функционирующих оппозиционных партий. Это должно быть поводом, чтобы задать Путину нелицеприятные вопросы. Нас беспокоит и то, что сейчас существует только один путь занять высокий государственный пост - через силовые структуры. Вполне можно говорить о милитаризации российской политики.
- Благодаря Путину Россия стала самоуверенней. Может ли Запад с этим смириться?
- Напротив, это плюс. Россия тогда является трудным партнером, когда она разочарована, когда ее оттесняют от рычагов международной политики. Самая большая заслуга Путина в том, что он после 11 сентября снова сделал свою страну ценным партнером на международной арене. Он поставил Россию на один уровень с США и ЕС. К этому нужно добавить экономическую стабилизацию. Это хорошо, потому что проще вести дела с партнером, который не разочарован и не чувствует себя униженным.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях