The Washington Times | 9 марта 2005 г.
Смерть Масхадова и надежды на окончание войны
Джейсон Мотлаф
Российские войска убили лидера чеченских мятежников Аслана Масхадова во вторник, через несколько дней после заявления, что личный диалог с президентом Владимиром Путиным может положить конец войне.
Поскольку единоличным лидером мятежников остается безжалостный Шамиль Басаев, кажется, что смерть Масхадова уничтожила все шансы на мирный выход из порочного круга насилия, длящегося уже больше десятилетия. Она свидетельствует и о том, что Москва не остановится перед физическим уничтожением сепаратистского движения в Чечне.
В интервью Radio Free Europe, прозвучавшем во вторник, бывший президент Чечни заявил, что Путин "глубоко заблуждается" по поводу ситуации в республике. Масхадов утверждал, что Путин опирается на недостоверную информацию, которую ему поставляют излишне ретивые генералы, личные советники и "марионеточный" режим в Грозном.
Он добавил, что получасового разговора с российским президентом было бы достаточно, чтобы рассказать об интересах его народа, главным из которых является прекращение конфликта, унесшего жизни 200 тыс. чеченцев и вынудившего еще 200 тыс. бежать в соседние республики.
Масхадов заявил, что продолжение сопротивления является единственной возможностью спасти его "народ от российского произвола, мести и варварства", и добавил: "Мы будем считать, что достигли своей цели, когда лишим русских права безнаказанно убивать чеченцев".
Разрушение Грозного артиллерийским огнем в феврале 2001 года и обнаружение массового захоронения изуродованных тел в том же году привели к обвинениям России в жестокости, звучащим до сих пор. Впоследствии международные правозащитные организации и западные правительства критиковали российских военных за нарушения прав человека в Чечне.
Но теракты в США 11 сентября 2001 года изменили мировое общественное мнение в пользу агрессивного курса и вызвали раскол в рядах чеченских мятежников. Некоторые группировки избрали тактику террора, примером которой стал захват московского театра в октябре 2002 года, в результате которого погибло 120 заложников.
После того как спустя два года захват школы в Беслане закончился кровавой бойней, унесшей более 330 жизней, многие наблюдатели отмечали, что обе стороны отказались от надежды на ненасильственный исход.
В ответ на обвинения со стороны России в том, что он связан с террористами Басаева, несущими ответственность за Беслан, Масхадов осудил атаки на мирных жителей. Он заявил, что действия России в Чечне толкнули "безумцев" на захват, но добавил: "Оправдания им нет".
Примерно месяц назад Масхадов вновь предложил Кремлю прекращение огня и переговоры, но не получил ответа. Он повторил обращение во вторник, за несколько часов до того, как замолчал навсегда.
После смерти Масхадова на стороне противника у России не осталось умеренных голосов.
По словам Марты Брилл Олкотт, специалиста по Кавказу из Фонда Карнеги, в результате этого убийства может увеличиться количество мирных чеченцев, желающих прихода джихадистов типа Басаева. Она отметила, что, хотя эта смерть, может "не повлиять на характер сопротивления", она наносит ущерб любому подобию мирного процесса.
В отличие от Басаева, Масхадов в прошлом был офицером Советской армии, опытным не только в военных делах. Он был избран президентом на пятилетний срок в 1997 году и, казалось, чувствовал себя хорошо в синем костюме. Даже после того, как возвращение российских войск в Чечню привело к его отстранению от власти, он постоянно проявлял готовность к переговорам с Москвой.
Теперь заполнить вакуум может только чернобородый Басаев, внесенный США и ООН в списки террористов. Его ответственность за захват заложников в Беслане и Москве подтверждают, что автоматы и взрывные устройства будут выполнять его волю, даже если на кон будут поставлены жизни детей.
В интервью британскому телеканалу Channel 4, переданном в эфир 4 февраля, Басаев пообещал осуществить "новые теракты по модели Беслана" в крупных российских городах. Он был в черной футболке с надписью "Антитеррор".
"Чтобы прекратить этот хаос, мы вынуждены отвечать тем же. Это может показаться циничным, но мы планируем такие операции и осуществим их", - заявил Басаев, добавив, что мятежники будут осуществлять теракты "снова и снова", чтобы показать "истинное лицо российского режима".
Через пять лет после возвращения российских войск в Чечню человек, объявленный Россией в розыск, остается приверженцем самой радикальной ветви ислама.
На вопрос, можно ли ожидать повторения Беслана в России, Глен Ховард, президент вашингтонского аналитического центра Jamestown Foundation, заявил, что он в этом "не сомневается" и "вопрос только в том, когда это произойдет".
"Россия показала, что намерена уничтожить всех умеренных представителей чеченской элиты, - отметил Ховард. - Такой шаг вызовет еще более сильную реакцию". Он добавил, что недостатка в добровольцах в стране, где безработица составляет 60%, не будет.
По словам Ховарда, смерть Масхадова "усилит позиции всех радикалов" и продлит еще на 10-15 лет конфликт, подрывающий стабильность во всем регионе Северного Кавказа. Он фактически повторил слова Масхадова, который в последнем интервью отметил, что борьба чеченцев распространится на весь регион, если Россия не изменит свой курс.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях