Le Monde Diplomatique | 9 марта 2011 г.
"Арабские беспорядки" вызывают тревогу в России
Жан-Мари Шовье
Насколько вероятен "египетский сценарий" в России и на постсоветском пространстве? - таким вопросом задается обозреватель Le Monde Diplomatique. О возможных последствиях восстаний в арабском мире для России, а также стран бывшего СССР предупреждал президент Дмитрий Медведев, о неминуемом "крахе русского мира" писало украинское агентство УНИАН, о вероятности "египетского сценария" в России говорили экс-президент СССР Михаил Горбачев, лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин, глава ДПНИ Александр Белов, лидеры либеральной оппозиции Гарри Каспаров и Борис Немцов. "Но насколько реалистичны пророчества об "арабской инфекции"? Являются ли они проявлением свойственной россиянам тенденции драматизировать события или основания для них создает ситуация в этих странах?" - пишет Жан-Мари Шовье.
"Очевидно, что арабские революции, мягко говоря, не вызывают в России и странах бывшего СССР того же энтузиазма, что в Европе", - констатирует издание. Об этом красноречиво свидетельствуют выражения, используемые в СМИ: речь идет, прежде всего, о "беспорядках", "бунте" и "разрушениях" в Тунисе, "грабеже" в Египте, "головной боли" для США и Европы. Редкие оптимистичные замечания исходят от левых радикалов и правых либералов.
"Пока России не на что жаловаться. Повышение цен на нефть стимулирует и без того быстрый рост, основанный на экспорте сырья, - сообщает автор. - "Газпром" в Европе компенсирует недостаток газа, вызванный событиями в Ливии. При этом европейский спрос на дополнительные поставки нефти не может быть обеспечен. Российская пресса рапортует об укреплении рубля. Есть вероятность притока спекулятивных капиталов, однако вызванная им инфляция не отразится на рентабельности нефтегазовых компаний: по словам директора банковского института ВШЭ Василия Солодкова, стоимость добычи барреля нефти для российских компаний составляет 10-15 долларов, остальное - прибыль".
Российская дипломатия, как и Запад, сделала ставку на "стабильность" в арабском мире, укрепление связей с Организацией исламской конференции, сотрудничество со спецслужбами Саудовской Аравии. "Россия поддерживает тесные связи одновременно с Саудовской Аравией, США, НАТО и Израилем. Ни одного поощрительного слова восставшим народам арабского мира, которые могут запомнить, что "реакционная" Россия им не друг", - отмечает издание.
Политика новой России отличается от советской: не может быть и речи о поддержке революций, да и само слово "революция" несет теперь отрицательный оттенок. "Антиимпериализм" тоже уже не в моде. "Только коммерческий или политический прагматизм могут заставить Москву отдать приоритет тем или иным отношениям, например с Уго Чавесом, но за этим не стоит никаких "революционных" намерений", - подчеркивает издание.
"Российская дипломатия, освобожденная от контроля со стороны международного отдела КПСС и советских экспертов-арабистов, выдвинула новую шеренгу молодых кадров, симпатизирующих Западу и Израилю. Конечно, после медового месяца эпохи Ельцина-Клинтона в начале 1990-х, совпавшего с "шоковой терапией", вдохновленной МВФ и американскими советниками российских "чикагских мальчиков", расхождения во взглядах на югославский кризис и расширение НАТО на восток подтолкнули Москву к большей закрытости и переориентации своей внешней политики на евроазиатское направление, - отмечает Шовье. - Так Россия вернула себе позиции в "ближнем зарубежье" и на международной арене, сделавшись необходимым партнером США и Евросоюза. В палестино-израильском вопросе, заявляя о своей поддержке "прав палестинского народа", Россия пытается проводить "взвешенную" политику, лавируя между арабскими и израильскими интересами. В этом контексте логично, что Москва, как и Вашингтон, сначала поддержала, а потом бросила Мубарака, что Кремль объявил "политическим трупом" Муаммара Каддафи - своего бывшего "друга", перешедшего в западный лагерь. В непредсказуемом арабском контексте Москва пытается противостоять сразу двум угрозам: "исламистскому терроризму", и здесь ее интересы сходны с интересами Запада, и возрождению "цветных революций", где ее интересы постоянно конфликтуют с интересами Соединенных Штатов, несмотря на существенное улучшение отношений с администрацией Обамы. Эти две угрозы резонируют с внутренними проблемами России и стран СНГ", - подчеркивает политолог.
"Распространение "беспорядков", мнимое или реальное, охватило умы: не зная досконально причин и следствий, все, тем не менее, поняли, что после арабских революций мир уже не будет прежним", - делает вывод автор статьи.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях