Handelsblatt | 9 мая 2003 г.
Коатс: "Для всего мира важно, чтобы США и Германия решали проблемы совместно "
Редакция
Дэниэл Коатс ? американский посол в Германии. В своем интервью он дает оценку американо-германским отношениям, считая возможным новое сближение двух стран.
- Господин посол, сегодня Американская торговая палата в Германии отмечает 100-летие своего существования. Что, на ваш взгляд, связывает наши страны?
- Прежде всего, общие проблемы и совместная ответственность. Не только для нас, но и для всего мира важно, чтобы США и Германия, как две ведущие экономические державы, решали проблемы совместно. Если мы не будем сотрудничать, мы не добьемся успеха. Американская торговая палата играет в этом важную роль.
- Выступление канцлера тоже можно расценивать как вклад в восстановление напряженных (вследствие войны в Ираке) двусторонних отношений.
- Наверное. Оба правительства должны понимать, как они собираются сотрудничать после войны в Ираке. С нашей стороны уже было достаточно знаков, указывающих на желательность этого сотрудничества.
- Отец нынешнего американского президента, Джордж Буш-старший, как-то назвал Германию самым важным европейским союзником США. Остается ли это утверждение в силе и сегодня?
- Я считаю, что Германия, с исторических, экономических и политических позиций, является доминирующей страной в Европе. Если мы найдем базу для совместных действий, наш общий голос в поддержку усиления безопасности и благоденствия будет в мире очень весомым.
- Что конкретно должно предпринять германское правительство для улучшения отношений с США?
- У нас нет списка пожеланий. Американское правительство считает, что немцы сами должны решать, в чем их интерес. Однако мы надеемся на тесное сотрудничество в области политики безопасности и экономики. И мы поддерживаем реформы в Германии. Уже в течение десяти лет в стране отмечается замедленный рост экономических показателей. Поскольку ФРГ ? это одна из ключевых национальных экономик, не только немцы заинтересованы в том, чтобы изменить ситуацию. Поэтому американские фирмы внимательно присматриваются к тому, проявляет ли Германия волю и силу для того, чтобы переломить ситуацию. Это является определяющим фактором для улучшения инвестиционного климата в стране. В конце концов, все решают не чувства, не политические разногласия, а голые факты. Раньше почву для сомнений давали негибкость рынка труда и системы налогообложения, а также сильное государственное регулирование экономики. Но сейчас уже очевидно, что Германия понимает необходимость реформ. Надеюсь, они будут осуществлены успешно.
- Ожидает ли правительство США, что Германия поддержит их в ООН по вопросу о снятии санкций с Ирака?
- Мы надеемся на немецкую поддержку. Поскольку обе страны должны быть заинтересованы в том, чтобы восстановление Ирака осуществилось как можно скорее. Это решение ни в коем случае не должно быть заблокировано, как было в прошлом году. Если отмена санкций ООН отложится, это негативно скажется на населении Ирака и станет неприятным знаком для всего мусульманского мира.
- Должно ли правительство Германии отправить в Ирак своих военных?
- Для американского правительства это не является условием восстановления отношений. Но конечно, мы будем только приветствовать, если коалиция стран, которые сотрудничают в области стабилизации, восстановления и оказания помощи Ираку, будет расти и дальше. Впрочем, мы очень довольны немецким присутствием в Кабуле.
- В ЕС Германия часто была союзником США, выступая в Брюсселе против ограничительной торговой политики. Ожидаете ли вы помощи из Берлина, например, в споре о санкциях ЕС?
- Для обеих стран, как крупных экспортеров, большое значение имеет успешное завершение следующего круга ВТО. Это также стало бы важным вкладом в борьбу с бедностью во всем мире. Здесь мы приветствовали бы помощь, именно в борьбе с бедностью. Что же касается спора о санкциях, то сейчас американское правительство изучает, что должны предпринять США для исполнения решений ВТО. Введение санкций до окончания этого процесса никому не пойдет на пользу. Нам бы очень помогло, если бы Германия указала на это в Брюсселе.
- Имеет ли под собой основание беспокойство некоторых немецких фирм, что спор между США и Германией по иракскому вопросу негативно отражается на их деятельности в Америке?
- Это необоснованный страх. Нет никаких признаков отрицательного влияния. Правительство США не считает, что политические споры должны сказываться на торговой политике. Конечно, мы не можем контролировать, как принимаются решения в каждой мелкой американской фирме. Но имеется очень мало случаев "наказания" или бойкота. Если показатели в германо-американской торговле будут падать, это нужно скорее связывать с плохим экономическим положением. Немного сильнее реакция по отношению к Франции. В США спор с Францией по вопросу Ирака привел к некоторому разочарованию и досаде. Реакцией на германскую политику было, скорее, ощущение неожиданности и разочарования.
- Оказали ли критика в адрес США влияние на американские фирмы в Германии?
- Нет, мы до сих пор не обнаружили этому никаких доказательств. Очередь у Starbucks перед Бранденбургскими воротами в Берлине такая же длинная, как всегда.
- Не повредит ли жесткая американская позиция по отношению к Франции примирению с Германией?
- Мы прекрасно понимаем, как важны германо-французские отношения и что Германия постоянно должна поддерживать баланс между Парижем и Вашингтоном. Правда, у нас сложилось впечатление, что этот баланс в иракском конфликте излишне сдвинулся в сторону Франции. Но, в конце концов, крепкие трансатлантические отношения представляют взаимный интерес.
- Не мешает ли тесному сотрудничеству склонность правительства США к односторонним действиям?
- Нет. Правительство США всегда говорило, что оно ни в коем случае не хочет действовать в одиночку, только в рамках международных организаций. В частности, в конфликте вокруг Ирака. И мы демонстрируем наше стремление к сотрудничеству разными способами: мы искали новую роль для НАТО, вопрос об урегулировании положения в послевоенном Ираке мы снова решаем вместе с ООН, для Ближнего Востока мы совместно с ЕС и Россией представили план мирного урегулирования, в вопросе Северной Кореи также выступаем за международное решение.
- Насколько важным для восстановления германо-американских отношений был телефонный разговор президента США Джорджа Буша с канцлером Герхардом Шредером?
- Речь идет не о телефонном разговоре, а о том, насколько эффективны рабочие отношения между обеими странами. И ответ здесь таков: на многих уровнях отношения складываются хорошо ? даже без звонков или хороших личных отношений глав государств и правительств.
- Означает ли это, что средства массовой информации преувеличивают значение личного примирения глав государств?
- Я не думаю, что личные отношения ведущих политиков определяет всю полноту отношений между двумя странами. Конечно, досадно, когда нет тесных личных отношений на этом уровне. Но это не является мерилом отношений двух наций.
- Лично вам не стало сложнее в Германии из-за расхождения позиций наших стран по Ираку?
- Ни в коем случае. Я рад, что являюсь послом в очень важной для США стране. Мой опыт, в общем и целом, весьма положительный. Конечно, отдельные проблемы существуют, но я приехал в Германию не отдыхать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях