The Washington Post | 9 ноября 1999 г.
В России нет условий для существования политических партий
Дэвид Хоффман
Газета пишет о трудностях ведения предвыборной кампании в России, рассказывает о партиях Кедр, Яблоко, НДР, Отечество и Единство.
В прошлую пятницу Центризбирком официально зарегистрировал экологическую партию Кедр и дал разрешение на начало активной избирательной кампании. Однако, в штаб-квартире партии Кедр поразительно тихо. Это объясняется тем, что партия отказалась от традиционных методов предвыборной агитации: посещения квартир потенциальных избирателей и проведения различных уличных мероприятий. Руководитель предвыборного штаба партии Елена Личагина говорит: "Народ боится открывать свои двери". По мнению Личагиной, утратили актуальность листовки, которые раньше раскладывались по почтовым ящикам. Большой проблемой стал сбор подписей: если еще 4 года назад один активист мог собрать в день до ста подписей, то теперь за один день набирается всего 15-20 подписей.
Опыт этой партии, отмечает автор, является отражением опыта формирования демократической системы. Несмотря на то, что в стране создана избирательная система и проводятся выборы, Россия испытывает трудности в создании демократических институтов.
По мнению многих аналитиков, за последние восемь лет в России так и не удалось создать жизнеспособное гражданское общество, т.е. институты, которые бы стали посредниками между властью и народом.
Накануне проведения парламентских и президентских выборов в этом и предстоящем году, политические партии переживают большие трудности. Разрыв между избирателями и партийными лидерами, кажется, становится все более глубоким.
Автор напоминает о том, что 4 года назад представители от 42 политических партий, блоков и движений приняли участие в выборах в Думу. Половина из 450 депутатов избирались по одномандатным округам. Оставшаяся часть мест распределялась пропорционально по партийным спискам. Однако, чтобы получить хотя бы одно место в парламенте, партия должна была преодолеть 5-процентный барьер.
Еще в 1995 году на российской политической сцене появилось множество различных партий и групп, некоторые из которых были настолько малы, что их стали называть "диванными": все члены одной такой партии могли разместиться на диване.
На прошлых парламентских выборах лишь четыре партии сумели преодолеть 5-процентный барьер. В этой предвыборной кампании участвуют 28 партий и объединений. Согласно данным опросов общественного мнения, и на этот раз лишь немногим из них удастся получить места в Думе.
В России существует целый ряд проблем, препятствующих развитию многопартийной системы.
Главная из них заключается в том, что многие миллионы потенциальных избирателей не признают идеи многопартийности. На протяжении многих лет КПСС оставалась единственной политической партией в стране. Елена Личагина говорит: "У нас нет опыта политической работы в какой-либо партии. В этом смысле, мы еще малые дети".
Далее автор статьи приводит высказывание политолога и активиста реформаторской партии Егора Гайдара Леонида Гозмана: "... коммунисты разрушили гражданское общество. И не только само гражданское общество, но и его основу. У нас не было клубов."
Представитель Фонда Карнеги Майкл МакФол отмечает, что в 1993 году в России была создана сильная президентская система, в условиях которой политические партии обладают меньшими возможностями, чем в условиях парламентской системы.
Одна из немногих российских партий, пользующихся широкой поддержкой избирателей, - Яблоко. Созданная по западному образцу реформистская партия Яблоко является сегодня наиболее прогрессивной в Думе. Но движению Яблоко, по мнению автора, пришлось преодолеть серьезные трудности, прежде чем стать настоящей политической организацией. Официальный представитель Яблока Сергей Локтионов замечает, что люди, в большинстве своем, не хотят становиться членами партии: " В нашем обществе, где каждый отлично помнит лишь об одной огромной партии, сохраняется довольно специфическое отношение к членству в какой-либо партии".
Несмотря на то, что парламентская фракция Яблока занимает третье место по численности, реальное количество официальных членов этой партии невелико: в 57 региональных организациях насчитывается около 5000 членов. Однако, по словам Локтионова, на самом деле, Яблоко пользуется гораздо более широкой поддержкой среди избирателей: "Общество крайне политизировано, - говорит он, - Яблоко получает активную помощь со стороны людей, число которых в пять или семь раз выше числа реальных членов партии".
По мнению Лактионова, Яблоко можно считать удачным примером создания в России общественной партии.
Коммунистическая партия продолжает сохранять сильные позиции, благодаря тому, что имеет организации во всех 89 регионах страны и в ее состав входят окло 500 тысяч членов. Кроме того, ее руководитель, Геннадий Зюганов регулярно становится одним из лидеров опросов общественного мнения. Однако сторонники партии стареют, а их число не увеличивается.
В течение нескольких последних лет, отмечает автор, политические партии довольно частно формировались не по воле граждан , а в соответствии с планами российской политической элиты. Так, например, в 1995 году по настоянию Кремля Черномырдин возглавил новую партию Наш дом - Россия. Эта партия воспринималась как "партия власти", которой руководили чиновники и политики, что и привело к падению ее авторитета. В этом году, Кремль пытается создать партию Единство, которая, по оценкам многих политических обозревателей, имеет незначительные шансы на успех. Возглавляемое московским мэром Юрием Лужковым движение Отечество, в состав которого входит бывший премьер-министр Примаков, а также некоторые губернаторы, также относится к числу партий, созданных представителями политической элиты.
Членами экологической партии Кедр являются в основном сотрудники природоохранных организаций и медицинские работники, всего 13600 человек. Известно, что серьезную финансовую поддержку этой партии оказывают российские промышленные магнаты, среди которых Борис Березовский и некоторые руководители алюминиевых предприятий. По словам консультанта Кедра Антона Галеновича, партия получает финансовые средства от целого ряда российских предпринимателей. Согласно его оценкам, для успешного проведения предвыборной кампании партии необходимо более 10 млн. долларов. В настоящее время Кедр располагает 1,6 млн.долларов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях