International Herald Tribune | 9 ноября 2001 г.
Процветает рынок роскоши
Редакция
Джорджио Армани только что открыл свой салон в нескольких кварталах от Кремля. Знатоков экономической статистики (российский доход на душу населения - $1660) это заставляет спросить, не съехала ли у "Дома Армани" крыша.
Неправильный вопрос. Правильно спросить, почему так долго тянули.
Джорджи Армани припозднился. "Зегна", "Фенди", "Дольче Габбана", "Булгари" и "Версаче" здесь уже давным-давно, некоторые - несколько лет. Весной, говорят, приедет "Прада".
На самом деле, почти все модные фирмы, названия которых заканчиваются на гласный, либо уже здесь, либо скоро приедут, либо скоро откроют второй магазин.
Их привлекает не местный климат. Определенный класс людей в этой стране начал покупать одежду, обувь и драгоценности так, как будто бы деньги значения не имеют.
"Мы - не страна Третьего мира, - утверждает Алла Вербер, коммерческий директор торгового дома "Москва", который является партнером многих громких модных имен. - Как во всем мире, здесь есть люди, интересующиеся модой и желающие потратить деньги".
Но Москва не похожа ни на какое другое место в мире, даже когда речь идет о шмотках и побрякушках. В течение последнего десятилетия она является местом загула - например, неуверенная в себе школьница тратит на косметику деньги, выданные на завтрак.
В первой половине года объемы продаж автомобилей "Мерседес-Бенц" выросли втрое, притом, что у города нет надежных источников свежего молока, которое приходится возить из Финляндии. Ювелирные магазины продают часы стоимостью до $1 млн. за штуку. Цена джинсов, инкрустированных драгоценностями, доходит до $3000. В октябре 80 москвичей умерли на улицах от переохлаждения - такими темпами этой зимой будет побит прошлогодний рекорд в 300 смертей.
Конечно, такие чудовищные сравнения можно отыскать в любом месте, не являющемся социалистическим раем. Разница состоит лишь в том, что здесь потребление стремится не просто к показухе, а к скандалу, и высшим выражением этой тенденции является мода.
"Больше всего люди здесь тянутся к роскоши, внешней, видимой роскоши", - рассказывает Ольга Михайловская, модный редактор толстого глянцевого журнала "Vogue Russia", двоюродного брата американского "Vogue". В Москве ежемесячно расходится около 250 000 номеров этого издания.
"Россияне на самом деле не ценят фасон и форму вообще, - сказала Михайловская. - Но им очень хочется быть заметными".
То есть - яркие краски, золото и серебро.
"Те, кто работает, тратят все свободные деньги на одежду, - говорит Вербер. - Они хотят хорошо выглядеть. Они нуждаются в этом. Это - ментальность".
Отчасти это, конечно, реакция на прошлое, которое было исключительно серого цвета. В Советском Союзе моды не было - один из модельеров двадцатых годов делал одежду из старых носовых платков и одеял - индивидуальность вызывала недовольство, а порой обладать ею было просто опасно.
"Во времена Холодной войны женщины в чулках считались врагами, - рассказывает Александр Васильев, московский модельер, автор книги "Красота в изгнании" об истории российской моды.
"Некоторые красивые женщины попадали в лагеря за то, что носили американскую одежду".
В сталинские времена глубокое декольте считалось доказательством того, что женщина попала под влияние буржуазного Голливуда. Советские женщины, страдавшие от этих оков, а также от полного отсутствия мест, где можно было бы купить качественную одежду, говорили: "Когда я умру, никто не будет знать, что у меня был вкус".
Можно спорить, изменило ли ситуацию изобилие магазинов.
Среди московских нуворишей, которых средние москвичи презрительно зовут "новыми русскими", женская мода - это, как правило, пестрые джинсы с рисунком, юбки размером с бандану, яркие золотые украшения, драгоценные камни.
Считается, что такую одежду покупают подруги, любовницы и, иногда, жены москвичей, разбогатевших в девяностые годы, во время гонки к капитализму. И действительно, в любой день на самых модных улицах России - Кутузовском проспекте, Тверской улице, а также в Третьяковском пассаже, бывшем советском складе, в который вложили $50 млн. ? тон задают худенькие женщины при поддержке стриженых охранников.
Однако, несмотря на то, что Москва восстановилась после экономического коллапса 1998 года, богатые не способны в одиночку обеспечивать модным магазинам такую популярность, считает Михайловская.
"Нет очень много людей располагает средствами, - говорит она. - Но таков уж русский характер - люди живут не по средствам. Житель зарубежной страны, зарабатывающий $2000 в месяц, не станет тратить $1000 на костюм. Россиянин будет, потому что россиянину важно демонстрировать свое богатство".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях