Handelsblatt | 9 ноября 2006 г.
Российским операторам мобильной связи становится тесно на родине
Томас Виде
Михаил Фридман, российский мультимиллиардер и крупный инвестор телекоммуникационной отрасли, ставит перед собой честолюбивые цели: являясь совладельцем крупнейших российских компаний - операторов мобильной связи, он собирается создать "евразийский Vodafone". Его "Альфа-Групп" уже немало вложила в этот проект: год назад она приобрела за 3,3 млрд долларов 13% акций турецкого оператора мобильной связи Turkcell и теперь стучится в двери крупных европейских концернов. В начале недели "Вымпелком", номер 2 среди российских операторов мобильной связи, совладельцем которого является и Фридман, за 342 млн долларов приобрел контрольный пакет акций армянского телекоммуникационного концерна "Арментел".
В государствах СНГ три крупных российских оператора мобильной связи - МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" - контролируют сегодня почти 40% рынка. Стремление за рубеж указывает: несмотря на сохраняющиеся хорошие перспективы на родине, на российском рынке становится все теснее.
Судя по статистике, SIM-карту имеет уже каждый россиянин. По данным компании AC&M Consulting, тем самым процент зарегистрированных абонентов достигает 98,5% от общей численности населения. Для сравнения: в США, самом важном растущем рынке Deutsche Telekom, этот показатель сейчас находится на уровне 75%.
"Чтобы выстоять в будущем, российские компании должны быть более эффективными", - говорит Исаак Мостов, глава направления СНГ в консалтинговой фирме Amdocs, специализирующейся на телекоммуникационной сфере. Лидер рынка - компания МТС, контрольный пакет акций которой принадлежит концерну "Система" олигарха Владимира Евтушенкова, уже сообщила, что сокращает свой персонал на 20%. Однако классическое выделение частей в самостоятельные предприятия еще даже не начиналось.
Российские операторы мобильной связи с 50-процентным показателем Ebitda примерно на треть рентабельнее, чем их конкуренты, работающие на насыщенных рынках Европы. "Однако в принципе мы видим здесь ту же тенденцию, что и на Западе", - говорит Мостов: средний доход в расчете на одного клиента снижается. До сих пор МТС и "Вымпелкому" удавалось сдержать снижение своей маржи через маркетинг и новые тарифные планы.
Несмотря на все большее сходство с западными рынками, потенциал новых клиентов в России еще не исчерпан. Так, МТС оценивает число своих клиентов с учетом Украины, Узбекистана, Белоруссии и Туркменистана в 66 млн - для сравнения: компания T-Mobil имеет по всему миру примерно 80 млн клиентов, однако эксперты сомневаются в том, что все клиенты МТС пользуются своими SIM-картами ежедневно. Ведь опросы общественного мнения свидетельствуют, что мобильными телефонами пользуется только 62% россиян.
В отличие, например, от Германии, российские фирмы не предлагают дотируемые аппараты. При среднемесячном доходе врача в размере около 600 долларов мобильник остается для него дорогостоящей покупкой. И если опытные пользователи мобильной связи в крупных городах имеют несколько SIM-карт, чтобы выбрать самый выгодный на данный момент тариф, то насыщенность рынка в регионах существенно ниже.
Насколько динамичным является российский рынок мобильной связи, настолько же закостенелой остается проводная связь: она по-прежнему находится в руках холдинга "Связьинвест". Поэтому вопрос о сроках распространения широкополосного доступа до сих пор открыт. С конца 1990-х годов правительство вынашивает планы полной приватизации компании, в которой оно владеет 75%. Однако из "стратегических соображений" приватизация регулярно откладывается. Оставшиеся 25% "Связьинвеста" принадлежат записному критику Кремля - американскому миллиардеру Джорджу Соросу.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях