Time | 9 ноября 2006 г.
Запоздалый уход Рамсфельда
Джеймс Карни
Если бы Буш действовал расторопнее, он мог бы помочь Республиканской партии в тот момент, когда это имело значение. Что еще важнее: начав менять политику в Ираке, он мог бы спасти человеческие жизни
Надо отдать должное президенту Бушу за то, что он был честен, говоря о своей нечестности. На прошлой неделе он заявил репортерам ведущих информационных агентств - AP, Reuters, Bloomberg, - что Дональд Рамсфельд и Дик Чейни отлично справляются со своей работой и до конца второго президентского срока Буша останутся на постах министра обороны и вице-президента. На пресс-конференции, состоявшейся после выборов, президент практически признался, что врал, по крайней мере насчет Рамсфельда.
Нет ничего удивительного в том, что Рамсфельд наконец ушел с должности министра обороны, на которой его заменит бывший глава ЦРУ Роберт Гейтс. Удивительно, что это заняло так много времени. Задолго до того, как газеты Army Times и Marine Times начали призывать к его отставке, даже до того, как Джон Маккейн объявил, что утратил доверие к Рамсфельду, резкий министр обороны потерял почти всех союзников в Белом доме. Одно только упоминание его имени заставляло помощников президента скрипеть зубами и закатывать глаза. Он стал помехой для президента, и его помощники знали об этом и негодовали по этому поводу. Если бы решение зависело от них, "Рамми" указали бы на дверь еще несколько месяцев, если не несколько лет, назад. И это мы говорим о Белом доме. Что же касается Госдепартамента, там у Рамсфельда никогда и не было союзников.
После того как Буш на прошлой неделе объявил о непоколебимой поддержке Рамсфельда, красноречивым фактом стало то, сколь немногие помощники президента были готовы подтвердить его слова. Отвечая на вопрос о выступлении Буша по поводу Рамсфельда, один из правительственных чиновников даже не пытался скрыть горечи, которую вызвал у него этот вопрос, и не стал говорить на эту тему. Он и некоторые другие дали понять, что президент сказал то, "что он должен был сказать". Другими словами, поддержка Буша Рамсфельду должна была длиться ровно до того момента, как закроется последний избирательный участок во вторник ночью.
Поскольку объявление об отставке Рамсфельда прозвучало всего через несколько минут после того, как новый спикер Нэнси Пелоси призвала ввести новое гражданское руководство в Пентагоне, оно может быть расценено как акт политической целесообразности, жертва новой демократической силе на Капитолийском холме. И так оно и было. Но подлинно целесообразным решением, которое могло бы действительно помочь Бушу и республиканцам в конгрессе в период, когда это имело значение, то есть до дня выборов, была бы отправка Рамсфельда в отставку еще на прошлой неделе, в прошлом месяце или в прошлом году.
Буш не поспешил с этим решением, и это является политическим промахом. Что еще хуже, в этом длительном промедлении он позволил своей гордости помешать столь необходимому реформированию иракской политики. Эта ошибка не только стоила республиканцам мест в конгрессе. Некоторым людям она стоила жизни.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях