The New York Times | 9 ноября 2007 г.
Осажденный грузинский президент назначил выборы
К. Дж. Чиверс
В четверг президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о досрочных президентских выборах, назначив их на 5 января. Он заявил, что хочет проверить, подтвердит ли народ его полномочия, спустя день после того, как операция полиции по разгону демонстрантов-оппозиционеров и стычки с ними заставили правительство объявить чрезвычайное положение.
Саакашвили сказал, что 5 января также состоится референдум по вопросу о дате парламентских выборов (напомним, что оппозиция требует провести их весной будущего года).
Неожиданное заявление Саакашвили стало попыткой умерить недовольство в стране и обеспокоенность международного сообщества в свете полицейских акций в Тбилиси, столице Грузии, и временной отмены гражданских свобод. Президент также сказал, что чрезвычайное положение вскоре будет отменено.
По сообщению властей, во время стычек с полицией и разгона демонстрации никто не погиб, но более 500 человек пострадали.
Одна из телекомпаний, "Имеди", которая делала самые популярные в стране новостные программы, была захвачена сотрудниками спецназа. Власти обвинили эту телекомпанию в разжигании беспорядков после того, как она передала заявление одного из своих владельцев, Бадри Патаркацишвили, призвавшего отстранить правительство Саакашвили от власти.
В четверг в столице Грузии нельзя было достать газеты и посмотреть выпуски новостей иностранных СМИ; на улицах было много полиции. Местные жители гадали, не скатится ли их страна - молодая и хрупкая демократия в неспокойном уголке бывшего СССР - назад к авторитарному режиму.
В 19:00 (через три часа после звонка американскому послу в Тбилиси, чтобы известить о своих планах назначить досрочные выборы) Саакашвили выступил по общенациональному телевидению. Он назвал действия полиции оправданными и выразил некоторое сожаление в связи со случившимся.
Саакашвили сказал, что был вынужден принять меры для противодействия тайным козням России, намеревавшейся дестабилизировать обстановку в Грузии и поставить под угрозу ее независимость и эксперимент в сфере демократии. Президент уверял, что защищал страну, а не собственную власть.
"Мое президентское кресло для меня ничего не значит - мы дорожим странами, а не креслами, - сказал он. - Требуйте, и вы получите. Вы потребовали досрочных выборов. Извольте - досрочные выборы. Приходите и решайте, за кого хотите голосовать".
"Я не хочу быть президентом страны, которая ограничивает деятельность СМИ, а затем объявляет чрезвычайное положение, - добавил он. - Я могу управлять страной лишь при том, что народ вновь меня на это уполномочит".
Он призвал международные организации прислать на выборы максимально возможное число наблюдателей, чтобы удостовериться, что избирательная кампания и голосование будут проводиться честно.
Россия отрицает свою причастность к акциям протеста, которые, по словам Саакашвили, частично координировались сотрудниками российской разведки, которые работали совместно с некоторыми лидерами оппозиции.
"Это всего лишь попытка завуалировать их собственную неспособность решить свои внутренние проблемы", - сказал официальный представитель министерства иностранных дел РФ Михаил Камынин, выступая по российскому телевидению.
Отношения между Кремлем и Грузией, которая в течение многих десятилетий была оккупирована СССР, сейчас плохие. Саакашвили за неполные четыре года пребывания у власти считает приоритетами своей внешней политики, в числе прочего, вступление в НАТО и ЕС, а также активное развитие отношений с США.
Назначив досрочные выборы, Саакашвили практически сократил срок своих полномочий на год. Это резкая метаморфоза, так как ранее он отказывался менять даты выборов или идти на уступки требованиям оппозиции.
Очевидно, власти питают надежду, что последнее заявление заставит оппозицию переключить свои усилия с акций протеста на проведение избирательной кампании, а также продемонстрирует электорату и зарубежным союзникам Грузии, что Саакашвили привержен демократии и не сворачивает на путь авторитаризма.
Неясно, умиротворит ли уступка Саакашвили разгневанных граждан Грузии после событий предыдущего дня, но лидеры оппозиции приветствовали назначение досрочных выборов, заявив, что оно завоевано благодаря акциям протеста.
"Полагаю, Саакашвили проснулся и понял, что фактически воюет против всей страны, - сказала Тина Хидашели, лидер Республиканской партии - одной из многочисленных партий, входящих в оппозиционное движение. - Думаю, именно это его в конце концов и сломало: реакция народа".
С тех пор как Саакашвили пришел к власти, в Грузии не было и нет ни одного оппозиционного политика, равного ему по масштабу. Но оппоненты Саакашвили говорят, что разгон демонстрации был его серьезным просчетом, так что 5 января избиратели отвергнут его кандидатуру. "Полагаю, с ним все кончено", - сказала Хидашели.
Патаркацишвили, совладелец телеканала "Имеди" и, по распространенному мнению, богатейший человек в Грузии, предостерег оппозицию и ее сторонников от чрезмерного оптимизма. Находясь за границей, он сделал заявление, что многое, касающееся формы проведения выборов, остается неясным, а также предсказал, что правительство Саакашвили помешает видным кандидатам баллотироваться.
По словам одного западного дипломата, хотя будущее Саакашвили как президента еще не гарантировано, на данный момент он, по-видимому, остается самым видным политиком в стране. Дипломат выразил облегчение в связи с тем, что Саакашвили предложил политическое решение кризиса.
"Насколько я понимаю, это стало результатом больших дискуссий в правительстве, - сказал дипломат в телефонном интервью; он пожелал остаться анонимным в соответствии с требованиями протокола. - Очевидно, он сознательно идет на риск. Но он кардинально изменил свой курс".
Сторонние очевидцы, дипломаты, журналисты и демонстранты описали пугающие меры полиции по пресечению беспорядков, имевшие место в среду: полицейские применили слезоточивый газ, резиновые пули, дубинки и водомет, чтобы изгнать демонстрантов с улиц Тбилиси. Есть словесные описания и видеосъемки избиения полицией демонстрантов, которые не оказывали сопротивления, а также демонстрантов, взятых под стражу или неподвижно лежащих на земле. Полиция также напала на улицах на некоторых журналистов и конфисковала или уничтожила их технику.
ООН, НАТО, Евросоюз и ОБСЕ выразили обеспокоенность по поводу того, что Грузия скатилась к официальным репрессиям и объявила чрезвычайное положение. Томас Хаммарберг, комиссар по вопросам прав человека Парламентской ассамблеи Совета Европы, осудил разгон демонстрации.
"Моя реакция такова: очевидно, согласно полученным нами сообщениям, полиция чрезмерно применяла силу против демонстрантов", - сказал он в телефонном интервью.
Шота Утиашвили, высокопоставленный сотрудник министерства внутренних дел Грузии, сказал, что министерство планирует расследовать жалобы на злоупотребления и жестокость полиции, как только чрезвычайное положение будет отменено.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях