Foreign Policy | 9 ноября 2010 г.
Страшная правда Олега Кашина
Юлия Иоффе
В Москве до полусмерти избит журналист. Это спланированная репрессивная акция или нечто более сложное - и более зловещее?
Коллеги избитого в Москве журналиста Олега Кашина из газеты "Коммерсант" не сомневаются, что нападение связано с его профессиональной деятельностью. Многие вспоминают угрозы со стороны "Молодой гвардии", а именно написанный "языком ранней советской пропаганды" текст под названием "Журналисты-предатели должны быть наказаны!". "Прегрешение Кашина было в том, что он дерзнул взять интервью у одного из радикальных антифашистов, которые в ходе акции протеста против вырубки Химкинского леса этим летом атаковали здание местной администрации", - пишет московский корреспондент The Foreign Policy Юлия Иоффе.
"Российских журналистов обычно убивают или атакуют потому, что они создают угрозу каким-либо веским финансовым или экономическим интересам", - пишет Иоффе, указывая, что "как раз такие интересы" связаны с вырубкой Химкинского леса: ее финансировал "приятель Владимира Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг". Отмечается, что нападение на Кашина напоминает другие недавние случаи - с Константином Фетисовым и особенно с Михаилом Бекетовым.
"Кашин подробно писал о Химках и делал это характерным для него красивым, подчас ядовитым языком. Но он не писал ничего такого уж крамольного; на самом деле он не раскрыл ничего, что угрожало бы чьим-нибудь финансовым интересам", - утверждает Иоффе. Вспоминая некоторые лояльные Кремлю высказывания Кашина, она добавляет, что тот "не является маргинальной или оппозиционной фигурой" - его "просто сложно причислить к той или иной категории", в своих публикациях он "одинаково беспощаден" как к оппозиционным, так и к прокремлевским организациям.
Примечательно, что последние, "как и все остальные, были шокированы нападением" и осудили его. Очень оперативно - "через Twitter, разумеется" - отреагировал на происшествие и президент РФ Дмитрий Медведев. Сюжет о Кашине показали по государственному телеканалу. За ходом расследования следит сам генпрокурор Юрий Чайка, а следователи интенсивно работают с друзьями Кашина ("Меня допрашивает женщина в золотых Rolex", - цитирует Иоффе "бывшую жену" Кашина). Столь "эмоциональная" реакция, резко контрастирующая с обстановкой сразу после убийства Анны Политковской, возможно, объясняется тем, что Кашин работает на Усманова и не является "маргинальной фигурой", предполагает журналистка.
Она высказывает собственное, "значительно более банальное" объяснение произошедшего с Кашиным. Его избили через сутки после Дня народного единства, ежегодно отмечаемого маршем "ультра-националистов, скинхедов, расистов и другого жуткого отребья". "Молодая гвардия", возможно, и не является непосредственным заказчиком покушения на Кашина, но ее подстрекательский язык вкупе с достаточным количеством выпивки и духом националистического празднества запросто могли заставить кого-нибудь перейти грань обычных разговоров".
В заключение Иоффе приводит выдержку из статьи самого Кашина, написанной им по случаю убийства Анны Политковской (к ее журналистской деятельности Кашин относится "скептически", поясняет Иоффе): "Но как же! - возмутится читатель-романтик. - Ведь она писала страшную правду о Чечне, о Рамзане Кадырове, о федералах. За правду могут убить, вот ее и убили за правду". Разочарую читателя-романтика: нет такой страшной правды, за которую журналиста могут убить".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях