The Daily Beast | 9 ноября 2015 г.
Темное прошлое путинского начальника СМИ
Андрей Солдатов и Ирина Бороган
Михаил Лесин, на днях найденный мертвым в вашингтонском отеле, первым предложил, чтобы российское государство взяло интернет под контроль, пишет The Daily Beast. Издание публикует отрывок из новой книги российских экспертов Андрея Солдатова и Ирины Бороган "Красная сеть: борьба российских цифровых диктаторов с новыми онлайн-революционерами" (Red Web: The Struggle Between Russia?s Digital Dictators and the New Online Revolutionaries). Авторы рассказывают об инициативе, которая в 1999 году была представлена Владимиру Путину.
Осенью 1999 года пиар-консультант Глеб Павловский "узрел потенциальную возможность эксплуатации интернета в интересах Кремля", как выражаются авторы. По их словам, тогда Павловский участвовал в создании новой проправительственной партии "Единство" и разрабатывал кампанию, направленную на очернение противников Кремля, в том числе Юрия Лужкова, Евгения Примакова, а также Владимира Гусинского и принадлежавших ему СМИ.
"Фонд эффективной политики" (пиар-агентство Павловского) запустил ряд ресурсов с компроматом для подрыва позиций Лужкова, а также подложный "официальный сайт" московского мэра. По словам авторов, фонд Павловского также создал сайт, который в день парламентских выборов, используя лазейку в законе, публиковал данные экзит-пулов, что помогло склонить избирателей к голосованию за "Единство".
В то время "Путин, назначенный на пост премьера, активно планировал баллотироваться в президенты, чтобы стать преемником Ельцина", продолжают авторы. По их словам, Павловский порекомендовал Путину встретиться с интернет-предпринимателями, чтобы создать себе имидж лидера нового поколения. "Павловскому дали "зеленый свет" на организацию такой встречи", - пишут авторы.
Павловский пригласил на встречу с Путиным Антона Носика, в то время главного редактора нового интернет-издания "Лента.ру.". Он попросил Носика и журналистку Марину Литвинович отобрать людей для встречи с премьером Путиным.
Но слухи о намеченной встрече дошли до правительственных структур, в том числе до Олега Рыкова - опытного советника правительства по информационным технологиям. Он "крайне скептически относился к идее вмешательства правительства в интернет", пишут авторы. Рыков забеспокоился, услышав, что министр печати Михаил Лесин разработал план, согласно которому право распределять доменные имена фактически передавалось правительству от НКО, которая базировалась в Курчатовском институте. Позднее Рыков сказал: "Лесин хотел отнять весь интернет".
Рыков узнал, что Лесин презентует этот план на встрече интернет-деятелей с Путиным.
Рыков немедленно позвонил Алексею Солдатову, основателю первого в России интернет-провайдера "Релком", и предупредил его о плане Лесина. Отбор участников встречи был официально поручен информационному отделу правительства. Рыков стал добиваться, чтобы его отдел - отдел науки - стал одним из официальных организаторов. В итоге было решено, что информационный отдел и отдел науки станут отбирать участников вместе. Рыков и Солдатов выбрали "преимущественно ветеранов интернета начала 1990-х", как выражаются авторы.
Группа Солдатова приняла решение, что Солдатов выступит первым и что все они попытаются "зарубить" предложение Лесина.
28 декабря 1999 года состоялась встреча. На ней присутствовали Путин, Лесин и министр связи Леонид Рейман. Солдатов немедленно попросил слова и прочел лекцию об истории интернета в России. Затем известный юрист Михаил Якушев досконально объяснил, как регулируется интернет.
"Путин кивнул, а затем внезапно достал папку. В ней лежало описание плана Лесина, обговоренного с Рейманом, по установлению контроля над доменными именами", - пишут авторы. По их словам, предполагалось, что некое правительственное ведомство получит контроль над доменом .ru, а все организации будут обязаны использовать эти доменные имена и запустить свои сайты до 31 декабря 2000 года.
Путин поинтересовался мнением присутствующих об этом предложении.
"Все они прикинулись удивленными", - пишут авторы. "Вот именно поэтому мы боимся правительства, - заявил Носик. - Вы, как фокусник, вытаскиваете из рукава какую-то правительственную инструкцию, и после этого все могут расходиться по домам!".
Дизайнер Артемий Лебедев, пришедший с опозданием, немедленно начал атаковать НКО, которая контролировала доменные имена. "Он обвинил ее в несправедливом установлении завышенных цен на доменные имена", - пишут авторы.
Директор НКО Платонов, который присутствовал здесь же, "предположил, что сердитая речь Лебедева - не случайность", говорится в статье.
"В глазах Платонова идея государственного регулирования доменных имен, которую выдвинул Лесин, выглядела "чем-то вроде рэкета: у вас есть что-то прибыльное - отдайте это мне". А нападки, с которыми Лебедев выступил в присутствии Путина, предоставляли правительству аргументы в пользу смены нынешнего положения дел. Платонов дал эмоциональный ответ", - говорится в статье.
По словам авторов, стало очевидно, что все участники встречи категорически против предложения Лесина. "Солдатов предложил вынести проект на общественное обсуждение, Путин немедленно отозвался, что согласен, и предложил постановить, что этот проект и все проекты в области интернета будут выноситься на общественное обсуждение", - говорится в статье.
"На этом предложение Лесина было фактически "зарублено", - пишут авторы.
"Носик счел, что встреча была сплошным спектаклем. Он был уверен, что Путин знал сценарий и знал, чем все кончится. Он заключил, что на самом деле встреча была затеяна, чтобы улучшить имидж Путина как передового и либерально-мыслящего лидера России", - говорится в статье.
Алексей Солдатов, напротив, считал предложение Лесина вполне реалистичным, и у него отлегло от сердца, когда Путин пообещал ничего не подписывать без проведения общественных дебатов. Много лет Кремль держал это обещание.
Однако, по мнению авторов, Путин увидел на этой встрече, что все важнейшие фигуры российского интернета так или иначе - через политтехнологов или госведомства - тесно связаны с Кремлем. "Он также понял по высказываниям Лебедева, что этими людьми легко манипулировать. Их можно было разобщить и еще сильнее раздробить. Таков метод КГБ, но пока Путину было необязательно что-то делать", - говорится в статье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях