La Vanguardia | 9 октября 2001 г.
У России нет надежных границ с зоной конфликта
Рафаэль Поч
Граница протяженностью 2070 км, отделяющая Афганистан от Таджикистана, Узбекистана и Туркмении, очень плохо охраняется, и чем дальше на запад, тем хуже. Ее восточный участок (1200 км), в Таджикистане, в значительной степени проходит по горам. 10 000 российских солдат ни в коей мере не могут закрыть границу, о чем свидетельствует поток контрабанды наркотиков, но все же что-то им удается сделать. Сами офицеры признают, что в случае нападения со стороны Афганистана, дислоцированная в Таджикистане 201-ая дивизия столкнется с серьезными проблемами.
В Узбекистане, протяженность границы которого с Афганистаном составляет 130 км, "думаю, что что-то охраняется, но, конечно, намного хуже, чем в советские времена", - заявил председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин, имеющий допуск к секретным материалам.
Что касается границы с Туркменией (740 км), то "она не охраняется в принципе, через нее идут все, кто хочет", - отмечает Рогозин. По его словам, еще одна проблема заключается в том, что "граница между Россией и всеми этими республиками открыта". Из Таджикистана, Узбекистана и Туркмении, входящих в состав СНГ, можно попасть в Россию, имея на руках паспорта этих республик, старый советский паспорт (20 млн. таких паспортов до сих пор находятся в употреблении) и даже свидетельство о рождении, которое очень легко подделать. "Между Россией и зоной боевых действий нет настоящей границы, - констатирует руководитель кремлевского аналитического центра Глеб Павловский.- Нужно изолировать зону боевых действий, однако опасаюсь, что сделать это будет с каждым разом все сложнее".
Уязвимость России и ее союзников перед лицом опасности, которая исходит от Афганистана, стала предметом обсуждения на открывшемся вчера в Душанбе совещании Комитета секретарей Советов безопасности среднеазиатских республик, России и Армении.
Вчера президент Путин выступил с заявлением, в котором оказал решительную и безоговорочную поддержку действиям США. Открывая заседание совета министров, он подчеркнул, что такой колоссальный ущерб, который был нанесен 11 сентября, не мог не быть незамеченным и не мог не вызвать соответствующей реакции. Президент добавил, что эта реакция была ожидаема террористами. По его словам, их ошибка заключалась в недооценке единства между основными мировыми державами. Террористы думали, что им удастся лавировать между различными центрами, как это было во времена холодной войны, однако в результате трагедии человечество "повзрослело", - отметил Путин. По мнению Рогозина, выступая с этими заявлениями, Путин надеется на то, что США пересмотрят нынешнюю систему безопасности.
Кремль считает, что Буш должен пересмотреть свою позицию относительно создания НПРО, абсурдность которой стала очевидной, а также в отношении расширения НАТО. Кроме того, по словам Рогозина, Россия будет поддерживать более тесные отношения с Ираном, чтобы "избежать появления американских туристов на Кавказе и в Средней Азии". Готовность России оказать помощь США прежде всего объясняется надеждой на то, что ее глобальные и региональные интересы будут учтены. Приоритетом Путина является интеграция в Европу, а политика США затрудняет достижение этой цели. В Афганистане цель России - избежать непосредственного участия в конфликте и получить дивиденды в виде ликвидации наркоторговли и терроризма в зоне российского влияния.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях