Süddeutsche Zeitung | 9 октября 2002 г.
Время для переписи
Томас Авенариус
Россия хочет провести перепись населения, однако граждане опасаются государственного контроля
Что касается переписи "а ля рюс", то никто не сказал об этом лучше Николая Гоголя: герой его романа Чичиков во фраке брусничного цвета едет через российскую провинцию, нанося визиты губернаторам и видным представителям местного дворянства, и, пользуясь возможностью, составляет длинные списки с именами умерших крепостных крестьян. Планы Чичикова в отношении "мертвых душ" низменные: при помощи списков якобы принадлежащих ему крепостных он хочет создать видимость своего богатства.
Приписывать в связи с начинающейся в среду всероссийской переписью низменные намерения президенту Владимиру Путину, который по сравнению с брусничным Чичиковым выглядит скорее бесцветным, было бы ошибкой. Каждое государство нуждается в точных сведениях о населении, а администрации в Москве их не хватает. Живет в самой большой на земле стране 147 или 143 миллионов жителей? Сколько в России нелегальных иммигрантов: лишь миллион или целых пять? Кто живет в государственных домах, а кто в частных? У кого сколько домов и квартир, кто работает официально, кто неофициально, а кто вообще не работает? Вопросы, на которые нет точных ответов. Последняя перепись населения прошла в 1989 году, в советское время. С тех пор распался СССР, гражданские войны в бывших республиках Советского Союза и непосредственно в России спровоцировали потоки беженцев и изменение территориально-этнической картины.
"Эта перепись ? одно из самых знаменательных событий в России за последние 10 лет", -говорит Елена Башкирова из института РОМИР. Она сказала: "Полученные в результате переписи данные ? это условие для успешного осуществления государственных мероприятий практически во всех сферах: жилищное строительство, функционирование пенсионной системы и системы налогообложения, здравоохранение и просвещение, подготовка выборов. "В течение недели около 500 000 переписчиков, в большинстве своем студентов, должны пройти по всем домам в городах и деревнях. Они будут задавать вопросы об источниках дохода, составе семьи, месте работы, национальности и т.д. Хотя опросные листы и являются анонимными, многие не собираются открывать дверь переписчикам. В России традиционен страх граждан перед государственным контролем. Отсутствие налоговой культуры делает достижение цели еще более трудным, утверждает социолог РОМИР Башкирова. Многие видят за спиной переписчика налоговую полицию. В стране, в которой большинство платит налоги не в полном объеме или не платит вообще, работая на "черной" работе, такая мысль напрашивается сама собой.
6% богатых или сверхбогатых россиян тоже не заинтересованы в том, чтобы пускать переписчиков в свои виллы. Опросы показывают, что здесь сомнения самые большие. Широкие же массы населения далеко не полностью осведомлены о вопросах и целях переписи, показывают опросы РОМИР. "Однако в целом перепись населения подготовлена хорошо", - полагает Башкирова.
Люди, не доверяющие государству, могут заполнить опросные листы на специальных переписных участках или даже по телефону ? никто не обязан впускать переписчика в дом. В честных намерениях государства позволяет усомниться то, что до сих пор сотрудничество различных "государственных структур" в России, вопреки всем законодательным актам, хорошо отлажено. В ближайшие семь дней россияне будут держать это в голове ? даже несмотря на то, что президент Путин сказал им, что "эта перепись населения имеет огромное значения для современной России".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях