Статьи по дате

Al-Nahar | 9 октября 2003 г.

Турки и иракская невеста

Салем Машкур

Рассказывают, что некий юноша распустил слух о том, что он собирается жениться на единственной дочери короля. Когда его спросили, скоро ли состоится свадьба, он ответил: "Половина дела уже сделано. Я и мой отец уже согласны - осталось лишь, чтобы дали согласие король и его дочь".

Похоже, турки тоже наполовину решили вопрос об отправке своих войск в Ирак: турецкое правительство уже приняло соответствующее решение. Осталось выполнить вторую часть задачи - получить согласие иракцев, а оно остается под большим вопросом. Конечно, сегодня иракцы не могут говорить от лица невесты: хозяевами положения в Ираке являются американцы. Тем не менее, одного лишь американского согласия для успеха Анкары будет недостаточно: ведь свои войска ей придется разворачивать не в Чикаго и не в Калифорнии, а в стране, почти все жители которой - за исключением небольшой части туркмен - питает опасения по поводу истинных целей посылки этого контингента. И может случиться так, что турецкие войска встретят в Ираке еще худшее отношение к себе, нежели американские "джи ай", которые постоянно подвергаются там нападениям. В данном случае речь идет об иракских арабах - шиитах и суннитах. Что же касается курдов, то они решительнее всех настроены против прихода турок: ведь курды могут стать первой жертвой турецкого вмешательства, осуществляемого под предлогом сохранения территориальной целостности Ирака.

Иракские сунниты тоже настроены против прихода турецких войск. Они уверены в том, что американцы намереваются развернуть эти войска в так называемом "суннитском треугольнике", чтобы переложить на них собственные функции в этой зоне, рассчитывая на то, что сунниты-турки легче справятся с этими функциями. Однако еще до принятия Анкарой решения об отправке войск в Ирак население этого района пригрозило, что окажет им отпор в случае их прихода. Что касается шиитского большинства Ирака, то оно сохранило печальную память о религиозных гонениях, которым подвергались шииты в эпоху, когда Ирак находился под властью Османской империи.

Даже иракские туркмены не все ориентируются на Турцию. Открыто приветствуют турецкое давление на курдов лишь организации, вошедшие в так называемый Туркменский фронт, созданный при прямой поддержке Турции. Остальные же придерживаются нейтралитета, хотя негласно готовы приветствовать любой нажим на иракских курдов с турецкой стороны.

Сложная ситуация побудила некоторые туркменские организации объединиться и обратиться за помощью к Анкаре. Та, в свою очередь, решила использовать их в качестве "троянского коня", который поможет Турции войти в Ирак и обеспечить там свои политические и "военно-полицейские" интересы, не говоря уже об экономических соображениях. Очевидно, главный интерес Анкары состоит в том, чтобы помешать курдам двигаться к созданию независимого политического образования, которое составило бы угрозу для национальной безопасности Турции, так как вдохновило бы на борьбу турецких курдов, еще сильнее страдающих от угнетения и дискриминации. Однако туркменские организации исламистского толка отвергают идею контактов между Туркменским фронтом и Турцией, хотя в целом не против добрых отношений с Анкарой.

После падения режима Саддама Хусейна проблема Киркука превратилась в одну из главных причин конфликта между туркменами и турками. Каждая из сторон считает этот город "своим". Курды говорят, что большинство жителей Киркука составляют курды, и что он является столицей провинции Курдистан. Туркмены отрицают это, говоря, что Киркук - столица туркмен и центр их компактного проживания. За этим спором вокруг этнической принадлежности города, судя по всему, стоят стратегические расчеты, связанные с нефтяными богатствами этого региона. Нефть способна значительно усилить курдское государственное образование, возникновения которого так опасаются турки.

Не вдаваясь в детали конфликта и анализ его последствий, отметим, что он, как и ситуация в Ираке в целом, подтверждает закономерность: притеснение тех или иных общин, ущемления их прав и попытки уничтожить их самобытность побуждают эти общины обращаться за помощью к иностранной силе. О причинах этого явления следовало бы подумать вместо того, чтобы выкрикивать "революционные" лозунги и обвинять такие общины (а они могут исчисляться миллионами человек) в предательстве.

Источник: Al-Nahar


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru