The Telegraph | 9 октября 2006 г.
Карзай призывает племена на борьбу с "Талибаном"
Ахмед Рашид
Первое, что замечаешь, войдя в Президентский дворец в Кабуле, это отсутствие американцев.
Последние пять лет президента Хамида Карзая охраняли грубые и неряшливые, крепкие, словно Рэмбо, американские телохранители - мужчина и женщина. На окружающих они смотрели с презрением.
Сейчас, на радость племенным старейшинам, президента охраняют другие люди: молодые афганцы в строгих костюмах и галстуках, пусть и с автоматическим оружием через плечо.
Они везде - на крышах во время вечерней прогулки Карзая, в саду, когда на восходе он идет в мечеть вознести первую молитву месяца рамадан.
Они стояли на страже, когда на прошлой неделе прибывшая из Британии старшая дочь короля приехала с тайным ночным визитом к Карзаю и его жене, я в тот момент как раз уходил.
Хотя их готовили те самые грубые американцы, афганские телохранители исключительно вежливы, особенно к племенным старейшинам.
Они понадобятся Карзаю, когда тот отправится в пограничные с Пакистаном районы, населенные пуштунскими племенами, чтобы встретиться со старейшинами и заручиться их поддержкой в намерении покончить с мятежом талибов.
Президент хочет до декабря собрать всеобщую джиргу - собрание старейшин племен, живущих по обе стороны афганско-пакистанской границы. Его цель - остановить насилие со стороны "Талибана" и распространение экстремизма, добиться прекращения поддержки военным режимом Пакистана талибов.
"Я рассчитываю на собрание представителей мирного афганского общества, афганских старейшин, племенных вождей - надеюсь, с пакистанской стороны будет то же самое, - говорит президент. - Соберутся люди как с этой, так и с другой стороны афганско-пакистанской границы".
"Больше 30 лет велась систематическая кампания по поддержке самых радикальных элементов с использованием силы и денег, иностранной помощи: для ослабления гражданского общества. То же самое произошло и на пакистанской стороне. Традиционные светские лидеры пуштунов в Пакистане были последовательно и жестоко уничтожены".
Карзай заявил, что обе страны создадут объединенную комиссию, которая подготовит проведение джирги и получит право присутствовать на ней, а международное сообщество должно взять на себя наблюдательные функции.
Западные дипломаты в Кабуле говорят о готовности поддержать джиргу, но не собираются выполнять функции наблюдателей.
Карзай планирует убедить джиргу осудить насилие со стороны "Талибана" и "Аль-Каиды" и с помощью племенных приказов заставить их разоружиться. Он заявил, что вместе с президентом Пакистана Первезом Мушаррафом они будут присутствовать на обоих советах - в каждой из стран.
Однако данная мера сопряжена с большим числом политических проблем, многие афганцы относятся к ней скептически, не в последнюю очередь потому, что подозревают: пакистанские спецслужбы проведут в совет в Пакистане представителей "Талибана" и прочих экстремистов, которые объявят "джихад" Карзаю.
Ряд министров в правительстве выступил против этой идеи, равно как и парламентарии, которые полагают, что джирга заменит власть парламента. Карзай надеется, что, если Пакистан будет действовать в данном вопросе открыто, это позволит вступить в новую эпоху мирных отношений между двумя странами.
"Джирга означает представительство, и непредставительные элементы на совете присутствовать не будут, - заявил он. - Я надеюсь на такую же открытость с пакистанской стороны".
Это большой риск, но Карзай, как и большинство афганцев, исполнен решимости положить конец насилию.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях