The Japan Times | 9 сентября 2004 г.
Коидзуми хочет вернуть острова - Россия пока молчит
Канако Такахара
Поездка премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми на Хоккайдо и осмотр захваченных русскими северных островов вновь привлекли общественное внимание к старому территориальному спору с Москвой, который тянется уже многие десятилетия.
Но, несмотря на радужные мечты японского правительства о том, что на двусторонних переговорах по вопросу о Северных территориях будет достигнут прогресс сразу после избрания Владимира Путина президентом России на второй срок, реальные перспективы решения этого вопроса остаются весьма туманными.
Советские войска захватили острова Кунасири (Кунашир), Эторофу (Итуруп), Сикотан (Шикотан) и архипелаг Хабомаи, расположенные на северо-востоке от Хоккайдо, в последние дни Второй мировой войны. И поскольку эти исконно японские острова до сих пор находятся под юрисдикцией Москвы, Токио отказывается подписывать мирный договор с Россией.
Некоторые эксперты считают, что однодневная поездка Коидзуми в район спорных островов была попыткой повысить его популярность, поскольку переговоры о нормализации отношений с Северной Кореей зашли в тупик и в настоящий момент стали нереальными.
Но правительственные чиновники запланировали поездку премьера к Северным территориям как раз на те дни, когда Путин был всецело сосредоточен на проблеме захвата заложников в Беслане, вскоре ставщего самым трагическим терактом, совершенным в России. По их мнению, эта ситуация создавала благоприятную возможность для достижения большего понимания важности решения территориального спора со стороны России и позволяла Киодзуми продемонстрировать свою решимость разрешить этот спор в пользу Токио накануне официального визита Путина в Японию, который должен состояться в начале будущего года.
"Мирный договор с Россией не будет заключен до тех пор, пока она не вернет северные острова Японии", - заявил Коидзуми во время своей поездки на встрече с бывшими жителями этих островов. - Твердое намерение японской стороны решить территориальную проблему создаст более конструктивную атмосферу на двусторонних переговорах".
Коидзуми также отметил, что вовсе не обязательно, чтобы Россия вернула все острова сразу. Но при этом необходимо, чтобы Россия признала суверенитет Японии над всеми Северными территориями, что Москва до настоящего времени категорически отказывается сделать.
Сигэки Хакамада, профессор международной политики из университета Аояма Гакуин говорит, что идея поездки Коидзуми в район северных островов была правильной. Тем самым он еще раз дал понять Москве, что территориальный спор по-прежнему остается ключевым вопросом в развитии двусторонних отношений между Японией и Россией.
Хакамада, эксперт по российско-японским отношениям, отметила, что в течение последних лет политика Токио в отношении России была такой, что у Москвы сложилось неправильное впечатление, будто Япония отодвинула проблему Северных территорий на задний план. А также, что Япония переместила приоритет к экономическому сотрудничеству, стараясь обогнать конкурирующий Китай в вопросе о строительстве российского нефтепровода, что принесло бы ей огромную экономическую выгоду.
"Политика Японии в отношении России всегда должна быть направлена в равной степени на развитие экономического сотрудничества и на решение территориального спора, - говорит он. - Однако вопрос о Северных территориях был фактически забыт в конкурентной борьбе за проект строительства трубопровода на Дальнем Востоке".
Токио предлагает России провести трубопровод из Ангарска до Находки, в то время как Пекин оказывает давление на Москву и склоняет ее к выбору более короткого маршрута, соединяющего Ангарск с китайским городом Дацином.
Москва до сих пор колеблется в выборе того или иного варианта. Маршрут Ангарск- Находка будет более дорогостоящим для России, зато нефть, идущая через такой трубопровод, будет продаваться в глобальных масштабах, и прежде всего Японии. Строительство нефтепровода по маршруту Ангарск-Дацин обойдется гораздо дешевле, но продажа нефти будет ограничиваться лишь Китаем.
Перемена акцента в сторону экономического сотрудничества, включая проект строительства трубопровода, произошла в 2000 году, когда Япония и Россия так и не смогли договориться об условиях подписания мирного договора, которое планировалось на конец 2000 года.
Пункт с требованием решения территориальной проблемы был включен в двустороннее соглашение, подписанное в 1997 году в Красноярске.
В 1998 году премьер-министр Рютаро Хасимото предложил пересмотреть линию границы между Россией и Японией и провести ее севернее спорных островов, но при этом позволить России сохранять на некоторое время суверенитет над этой территорией.
В 2001 году премьер-министр Ёсиро Мори предложил "параллельный подход": обсудить возвращение архипелага Хабомаи и острова Сикотан и договориться о сроках предоставления Японии суверенитета над остальными островами.
Но переговоры зашли в тупик, поскольку Россия отклонила все эти предложения.
"Сейчас, когда прошло столько времени, мы должны найти новый подход к решению территориального спора", - заявил официальный представитель министерства иностранных дел, отвечающий за отношения с Россией.
Чиновник, который попросил не назвать его имени, также сообщил, что "План действий-2003", который предполагал сотрудничество с Россией во всех областях, начиная с экономики и политики и кончая культурой, был нацелен на предоставление России больших льгот в том случае, если территориальный спор будет решен.
"В нашем обращении к России говорилось: "Если Россия хочет большего, она должна решить территориальный спор", - говорит чиновник МИДа. - Территориальная проблема не позволяет нам достичь прогресса в двусторонних отношениях и развивать их так, как надлежит это делать в условиях мирного времени. И этот кризис не будет преодолен, если Япония не сможет убедить Россию, что решение этого вопроса находится в зоне ее национальных интересов".
Токио утверждает, что второй срок президентства Путина предоставляет Японии самый благоприятный шанс вернуть острова, но некоторые эксперты выражают по этому поводу большое сомнение.
Президент независимого аналитического центра "Японский форум по проблемам международных отношений" Кенъити Ито говорит, что Путин не сможет вернуть острова в условиях борьбы России с чеченскими сепаратистами, особенно после резни в Беслане.
Он также подверг критике "слабую" позицию Токио в отношении России и неспособность японского правительства продолжить диалог с российской стороной.
"Острова не были возвращены Японии еще и потому, что правительство решило приостановить развитие экономического сотрудничества во всех сферах до тех пор, пока мирный договор не будет подписан", - подчеркивает Ито.
Профессор Хакамада тоже считает, что Токио следует занять более твердую позицию, но при этом отмечает, что экономическое сотрудничество все еще можно использовать в качестве козыря, чтобы склонить Москву к подписанию мирного договора.
"Япония также должна попытаться убедить Россию, что для обеих стран улучшение двусторонних отношений имеет огромное стратегическое значение именно сейчас, когда Китай превращается в ведущую экономическую державу на Дальнем Востоке, - говорит он. - Кроме того, Россия тоже заинтересована в решении территориального спора".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях