The New York Times | 9 сентября 2008 г.
США отказались от идеи односторонних мер против России
Том Шенкер и Стивен Ли Майерс
Администрация Буша после длительных внутренних дебатов решила не принимать непосредственных карательных мер против России ввиду ее конфликта с Грузией. Она пришла к выводу, что, действуя в одиночку, будет иметь мало рычагов влияния, и более эффективный вариант - это ратовать за многоголосую критику России на международной арене во главе с Европой.
Как отметили в недавних интервью высокопоставленные представители администрации, Белый дом заключил, что американские карательные меры типа экономических санкций или недопущения России в торговые организации мирового масштаба выйдут боком: несговорчивость России только усилится, а Кремлю удастся сократить региональные и глобальные последствия своего вторжения в Грузию до рамок старомодной ссоры между Вашингтоном и Москвой.
Поклявшись работать рука об руку с союзниками, источники в администрации, однако, выразили сожаление, что Евросоюз не желает принять более жесткие меры, чем принятие вялых заявлений с критикой действий России. Тем не менее, пояснили они, даже у остатков единого фронта есть свои преимущества, а следовательно, США из осмотрительности согласятся с более мягким подходом, за который ратуют Италия и Германия, помимо других союзников.
Некоторые представители администрации больше склонялись к реакции в духе "ястребов", исходя из того, что Москва, по-видимому, намеревается навязывать свою волю независимым государствам, с которыми граничит. По их словам, Кремль дает понять Украине, странам Балтии и Польше, что вернулся на арену борьбы за региональную гегемонию. Эти силы в администрации заявляют, что натиск Кремля нужно сдержать.
Например, в первые дни конфликта вице-президент США Дик Чейни выразил мнение "твердолобых" членов администрации, которые сочли, что наступательная операция России оправдывает их скептическое отношение к ней и курс, не оставляющий действия Кремля "без ответа". В позднейших высказываниях Чейни придерживается новой позиции администрации, которая формируется сейчас: идеи более тонко выверенных ответных действий.
Министр обороны США Роберт Гейтс сказал в интервью, что администрация пришла к единодушной позиции, признав необходимость "долговременного стратегического подхода, а не тактических ответных действий, которые возымели бы негативные последствия в стратегической сфере".
Гейтс, опытный кремленолог, в прошлом директор ЦРУ, отметил: "Мы единодушно считаем, что нам крайне важно продолжать тесное сотрудничество с европейцами и другими. Полагаю, есть ощущение, что у нас есть время тщательно, тонко выверить наши ответные действия. Полагаю, мы договорились не совершать никаких поспешных шагов. Но есть и общее мнение, что важно продолжать отстаивать территориальную целостность Грузии".
Гейтс предостерег: "Если мы будем действовать слишком поспешно, то сами можем оказаться в изоляции".
Следуя новой стратегии, президент Буш в понедельник уведомил Конгресс, что "в свете недавних шагов" России отзывает ранее представленное для рассмотрения соглашение о сотрудничестве в сфере гражданской атомной энергетики, которое он и Владимир Путин (тогда президент, а ныне премьер-министр России) заключили в апреле после нескольких лет переговоров. Этот жест оказался самым содержательным проявлением неудовольствия американской стороны тем, что Россия применила в Грузии военную силу. В то же время это отражение более осторожной реакции.
По словам источников в официальных кругах, соглашение все равно было обречено на провал в Конгрессе, а впоследствии, если Россия начнет вести себя приличнее, администрация сможет дать документу новую жизнь.
Вопрос о том, как управиться с Россией, стал также фактором избирательной кампании. Сенатор Джон Маккейн, кандидат от республиканцев, давно уже призывает к исключению России из "большой восьмерки" промышленно развитых стран; он ратует за более жесткие ответные меры. Сенатор Барак Обама, кандидат от демократов, раскритиковал решение Кремля войти в Грузию, но четко дал понять, что выступает за расширение контактов.
Опасаясь применять карательные меры в отношении России, США одновременно оказывают энергичную поддержку Грузии; так, на прошлой неделе Буш предложил предоставить этой стране пакет экономической помощи на общую сумму в 1 млрд долларов. Эти ассигнования, по словам официальных лиц, должны поддержать грузинскую экономику и укрепить политические позиции президента Михаила Саакашвили, оказавшегося в трудном положении лидера республики.
В целом стратегия администрации отражает желание отстоять территориальную целостность Грузии и ее роль символа молодой демократии, не исключая сотрудничества с Россией по ряду вопросов, имеющих долговременную важность для национальной безопасности США: в том числе в сферах борьбы с терроризмом, распространением ядерного оружия и наркоторговлей.
Хотя у США и России остается ряд общих интересов в сфере национальной безопасности, но, как отметил Гейтс, "нам все же хотелось бы увидеть, что в области разрешения международных проблем Россия идет к более конструктивной роли партнера по сотрудничеству, а не "швыряет еду на пол", точно капризный ребенок.
В других интервью высокопоставленные представители администрации заявили, что Россия уже расплачивается за свои действия: зарубежные инвесторы, по-видимому, изымают или придерживают свои средства, и в результате после ввода войск Кремля в Грузию курс рубля падает. Произошел обвал и на российском фондовом рынке.
"Евросоюз и министры иностранных дел "большой семерки", а также многие другие страны по отдельности - все они осудили Россию", - сообщил некий высокопоставленный сотрудник Госдепартамента, который, как и некоторые другие лица, проинтервьюированные для этой статьи, пожелал остаться анонимным, так как коснулся внутренних дискуссий и мнений в администрации.
"Это очень сильная реакция, и они ее, безусловно, чувствуют, - добавил источник. - А даже если не чувствуют, то должны были почувствовать бегство капиталов - миллиардов долларов. Россия взяла курс на самоизоляцию. Никакие наши целенаправленные карательные меры не будут так эффективны для изоляции России, как то, что она уже сама натворила".
По поводу другой возможной кары - наложения вето на прием России в ВТО, теперь самое вероятное решение - это слаженное безмолвие влиятельных сил в Вашингтоне, которые ранее поддерживали вступление России в эту организацию, сообщили другие официальные лица. Возобновится ли поддержка? Смотря как будет себя вести Россия.
"Мы были приверженцами России, но теперь, наверно, нам следует умолкнуть, - сказал Гейтс, характеризуя формирующуюся стратегию. - Таким образом, это не негативное решение. Просто там, где мы ее поддерживали, мы перестанем ее активно поддерживать, по крайней мере в обозримом будущем".
Соединенные Штаты препоручили значительную часть непосредственных дипломатических усилий Европе; так, американская администрация поддержала ведущую роль Николя Саркози, президента Франции и нынешнего председателя ЕС, который в понедельник посетил Москву, чтобы призвать Россию выполнять условия соглашения о прекращении огня, заключенного при его же посредничестве в августе.
В администрации Буша за период с 7 августа, когда начались боевые действия в Грузии, было проведено несколько совещаний основных авторов политического курса на уровне кабинета. Последнее состоялось непосредственно накануне визита, который Чейни на прошлой неделе нанес в соответствующий регион.
Вице-президент побывал в Азербайджане, Грузии и Украине - бывших республиках СССР на периметре российских границ. Почти всю прошлую неделю Чейни высказывался о России жестко, но даже он не исключил возможности налаживания отношений; по его словам, российские лидеры сами должны выбирать, в каких отношениях с Америкой находиться в будущем.
"В данный момент мы знаем одно: российским лидерам не удастся усидеть на двух стульях, - сказал Чейни в субботу на международном форуме в Чернобио (Италия). - Они не могут полагаться на то, что будут пользоваться всеми преимуществами коммерции, консалтинга и глобального престижа, одновременно прибегая к грубой силе, угрозам или другим формам запугивания в отношении суверенных, демократических стран. Чтобы достичь успеха и процветания в современном мире, России следует общаться с миром в стиле современной державы, поступающей ответственно".
В Риме, где вице-президент США в понедельник встретился с итальянскими официальными лицами, некий высокопоставленный представитель администрации сказал: "Соединенные Штаты стараются сделать упор на следующем: надо обеспечить, чтобы мы сплотили всех вокруг разработки единой политики, которую сможет поддержать каждый из нас".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях