InoPressa: тема дня | 9 сентября 2015 г.
Сирия: Путин чувствует свой шанс, Обама осторожничает
Обзор прессы
"ИГИЛ - это не запуганная, дезорганизованная украинская армия образца 2014 года", и Путин, скорее всего, удержится от ввода военного контингента в Сирию, считают наблюдатели. Американские СМИ укоряют своего президента за "робкое подобие политики и стратегии в этом регионе". Только договоренность между Россией и США о судьбе Асада и совместной борьбе с ИГИЛ поможет развязать сирийский узел, считает Independent.
"Во вторник США приняли меры по предотвращению подготовки к предполагаемому наращиванию российских военных сил в Сирии: Болгария согласилась выполнить просьбу администрации закрыть воздушное пространство для пролета российских транспортных самолетов в сирийский портовый город Латакия", - сообщает The New York Times, напоминая, что ранее такая же просьба была обращена к Греции.
Хотя и США, и Россия согласны, что "Исламское государство" (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.) представляет собой угрозу, их позиции по-прежнему далеки по вопросам, как наилучшим образом бороться с ИГИЛ и каково политическое будущее сирийского президента Башара Асада, пишут авторы.
Обеспокоенность администрации усилилась на прошлой неделе из-за сообщений разведки о том, что Россия, кажется, готовится разместить советников и военный персонал на авиабазе к югу от Латакии и, возможно, доставить туда самолеты и совершать боевые рейды. "Они, очевидно, создают своего рода передовую оперативную базу", - сказал изданию неназванный американский чиновник.
"Западные чиновники утверждают, что намерения России не совсем ясны, - говорится в статье. - Возможно, Россия пытается не только поддержать сирийское правительство, но и увеличить свою роль в Сирии, чтобы иметь возможность влиять на выбор нового сирийского правительства в случае свержения Асада. Другая версия предполагает, что Россия готовится защищать остатки государства, если Асада вытеснят из Дамаска, и он укроется в укрепленном пункте на побережье".
"Если Россия хочет помочь в борьбе с ИГИЛ, то один из способов это сделать - прекратить вооружение и поддержку Башара Асада", - заявил официальный представитель Госдепа Джон Кирби.
"У Владимира Путина есть дар вынюхивать возможности. Его можно назвать Влад Нюхач (Vlad the Inhaler - отсылка к прозвищу Дракулы Vlad the Impaler. - Прим. перев.). Глядя на дестабилизирующие миллионы беженцев, которые наводняют Европу, и слыша признание президента Обамы об отсутствии у него стратегии для Сирии, - пишет The Washington Times, - Путин, кажется, готов биться об заклад, что варварская пятилетняя гражданская война движется к кульминации".
Авторы редакционной статьи критикуют Асада за "безудержное насилие", которым он ответил на призывы сирийских религиозных и этнических групп провести реформы в стране, а Обаму - за "пустые обещания" сдержать сирийского диктатора, а также за "роман с муллами".
"Выступая во Владивостоке, Путин сказал, что сирийский режим готов заключить сделку. Однако укрепление российских баз в порту Латакия может означать, что в ожидании развала Сирии Путин тянется за куском этого трупа, над которым господствуют его союзники-алавиты. Это не слишком хорошая новость для Америки, президент которой неуверенно ориентируется в происходящем и может предложить только робкое подобие политики и стратегии действий в этом регионе", - пишет издание.
США считают, что Москва готовится к военной операции в Сирии. Однако немецкий эксперт по России Ханс-Хеннинг Шредер не разделяет эту точку зрения. Интервью публикует швейцарская Tagesanzeiger.
Россия "будет поставлять вооружение, возможно - военных советников. Но я не верю, что Россия примет участие в военных действиях в Сирии, пока война на Украине не будет доведена до более-менее стабильного завершения", - сказал Шредер.
Москва поддерживала Асада с самого начала, отметил политолог. Он видит три причины: "традиционные связи России с режимом Асада", попытка не допустить США и НАТО в этот регион ("проамериканское оппозиционное правительство воспринимается как угроза") и, наконец, "опасения, что террористическая организация "Исламское государство" может одержать верх и стать реальной угрозой уже для России".
Пока разногласия относительно судьбы Асада не будут устранены, "я не вижу возможности для совместных военных действий России и США, хотя сигналов, которые указывают на возможные переговоры с США, становится все больше", сказал Шредер.
Если Россия все-таки направит свои войска в Сирию, это "не остановит войну, а наоборот, еще больше разожжет ее", считает политолог, но он не прогнозирует, что "российская сторона планирует применять армию в одностороннем порядке, тем более вмешиваться в войну, исход которой не очевиден, а усилия требуются громадные". "К тому же российская армия еще слаба", - указал эксперт. "С 2008 года ее начали реформировать. При оккупации Крыма можно было увидеть, что уже появились боеспособные подразделения, но это не относится ко всей российской армии, - пояснил Шредер. - Ядерные силы, благодаря которым Россия является равнозначной США мировой державе, в Сирии неприменимы, а неядерные силы только начинают готовиться к так называемым "конфликтам низкой интенсивности".
Шума вокруг увеличившегося российского присутствия в области Латакии достаточно для того, чтобы российские СМИ начали делать предположения о "второй гибридной войне" и "увязании" в Сирии, подобно тому, как это произошло с Советским Союзом в Афганистане и с путинской Россией - на Восточной Украине, пишет обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.
Автор отвергает предположения, что Россия "может предложить США сделку: российская помощь в операции по борьбе с ИГИЛ в Сирии в обмен на уступки по Украине и прекращение санкций": "Трудно представить себе, чтобы Кремль лелеял такие наивные мечты". "Впрочем, это не значит, что Путин не рассматривает возможность более основательного военного вмешательства в Сирии", - говорится в статье.
"Успех там, где, по словам Путина, возглавляемая США кампания по нанесению ударов с воздуха не может остановить наступление ИГИЛ, прославил бы Россию как силу, с которой необходимо считаться за пределами ее региона", - пишет Бершидский. И для усиления российского присутствия Путину на самом деле не нужна сделка с США. "Все, что ему нужно, - это затишье на украинском фронте, чтобы освободить российскую армию от отвлекающих факторов - и правда, в последние дни все боевые действия там прекратились, как по волшебству".
"Вступление в Сирию стало бы таким же дерзким шагом, как аннексия Крыма: Путин попытался бы сначала победить, а потом вести переговоры. Сложность заключается в том, что ИГИЛ - не запуганная, дезорганизованная украинская армия образца марта 2014 года", - указывает автор.
"Если Путин решит ввязаться в войну, это продемонстрирует еще нагляднее, чем агрессия на Украине, что он на самом деле является авантюристом, а не прагматиком. Если же Путин удержится от этого, ограничившись поставками оружия и подготовкой войск Асада, то соседи России могут вздохнуть с облегчением: значит, Россия примирилась со своим статусом региональной державы без наполеоновских экспансионистских амбиций", - полагает Бершидский.
Только договоренность между Россией и США может стимулировать урегулирование в Сирии, пишет The Independent.
Пару лет назад некий иракский министр спросил у одного американского генерала, почему в Ливии повстанцы быстро свергли и убили Каддафи, а в Сирии Асад доныне у власти, повествует обозреватель Патрик Кокбёрн. "Главное различие - Россия вернулась в ряды великих держав", - ответил генерал.
Сейчас гражданская война в Сирии порождает два международных кризиса - исход беженцев в Европу и экспансию ИГИЛ, говорится в статье. Но основные силы ничего не делают для прекращения конфликта. ИГИЛ, "Джабнат Аль-Нусра" и "Ахрар аль-Шам" намерены просто перебить врагов. При этом Асад ни с кем не хочет делиться властью.
На днях США раскритиковали Россию за возможное наращивание военной помощи Сирии, но "в этой критике есть доля лицемерия, так как Вашингтон больше всех ужаснется, если сирийская армия будет разгромлена и ИГИЛ с "Аль-Каидой" станут в Сирии доминирующей силой. То, что США попросили Грецию запретить транзитный пролет российских самолетов (вероятно, с грузом оружия для борьбы с ИГИЛ) - печальный признак того, что Обама пока не додумался до разумной политики в Сирии", пишет автор.
Кокбёрн полагает: Россия обязательно сыграет одну из ведущих ролей в борьбе с ИГИЛ (как поставщик оружия), а также на мирных переговорах (Асад должен считаться с позицией России). Западу следует воздержаться от "инстинктивных реакций в духе холодной войны".
"Если Россия не присоединится к США и не станет склонять союзников в Сирии и за ее пределами к урегулированию, война продолжится, и это будет на руку только ИГИЛ и "клонам "Аль-Каиды", - заключает автор.
Также по теме:
"Италия правильно делает, что не присоединяется к военному решению в Сирии" (Corriere della Sera)
Путин делает ходы в Сирии, пользуясь бездействием Америки (The Washington Post)
Единственное средство разгромить ИГИЛ - это альянс западных лидеров, мусульманских стран и Путина (Independent)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях