La Stampa | 10 июля 2008 г.
Иранская ракета, чтобы запугать Израиль
Франческа Пачи
"Во вторник вечером мы сидели на балконе и ели арбуз, когда неожиданно увидели ярчайшую молнию, она пролетела по небу и ушла в море", - рассказывает Эстер Кац, адвокат и жена адвоката, с конторой на Дизенгофф-стрит и небольшой виллой неподалеку от порта Тель-Авива. "Я подумала, что это комета", - продолжила она. А родители, которые живут в Модине, вспомнили об угрозах иранского президента Ахмадинежада и позвонили в полицию, но линия была занята. По мнению ученых, это был всего лишь метеорит огромных размеров, а ложная тревога - результат ежедневно звучащих воинственных тамтамов. Так думали до вчерашнего утра, пока Тегеран не распространил сообщение о пуске 9 ракет, одна из которых является усовершенствованной моделью ракеты Shahab-3, способной достичь Израиля, и премьер Ольмерт срочно собрал Совет обороны.
Правительство молчит, но в доме Кац и в гостиных тысяч израильтян говорят. Как будто конфликт с режимом аятолл уже не просто вероятен, его начало - лишь вопрос времени.
"Да, дуют ветры войны", - признал генерал Амнон Липкин Шахак, бывший начальник генерального штаба. В прошлом месяце израильская авиация провела масштабные учения в небе над Грецией, а на следующий день министр транспорта Шауль Мофаз без обиняков сказал о "неизбежности удара по Ирану". И неважно, что пару недель назад адмирал Майкл Маллен, председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США, завершая свой визит в Иерусалим, отговаривал израильтян от возможного рейда. С Соединенными Штатами или без них, Израиль решил защищаться.
Международное сообщество продолжает придерживаться дипломатического пути решения кризиса. Но пуск ракет Shahab-3 с радиусом действия до 2000 км, оснащенных разделяющимися боеголовками, вызывает немалую озабоченность. Начиная с министра иностранных дел Италии Франко Фраттини, который вчера прибыл в Рамаллах, чтобы встретиться с палестинским премьером Саламом Файядом и объявить ему о выделении еще 20 млн евро - дополнительной суммы, помимо тех средств, которые недавно были выделены на конференции в Берлине. По словам Фраттини, "все мировое сообщество, не только Израиль, заинтересованы в том, чтобы окончательно блокировать эту эскалацию". Еще и потому, заявил на саммите G8 председатель Совета министров Италии Берлускони, что провал переговоров по иранскому ядерному досье станет "катастрофой для всего арабского мира", а возможно, даже для всей планеты.
Иран не сдается. Он отказывается прекратить обогащение урана, на чем настаивает Совет Безопасности ООН, и вновь выступает с угрозами предать "огню и мечу" Тель-Авив в том случае, если по его ядерным объектам будет нанесен удар. Вчерашнее испытание, говорит командующий ВВС КСИР Хосейн Салами, "является демонстрацией силы и твердости намерений в отношении врагов, которые на протяжении нескольких недель провоцируют нас грубыми высказываниями".
Если гонкв вооружений еще не проявляется в полную силу, то словесная эскалация началась уже давно. Госсекретарь США Кондолиза Райс восприняла испытание Тегераном новой ракеты как "доказательство" того, что иранская угроза "не является плодом воображения". Это мнение разделяют оба кандидата на пост главы Белого дома: демократ Барак Обама выступает за "агрессивную дипломатию" с дополнительными санкциями, а республиканец Маккейн всецело поддерживает идею создания противоракетного щита в Европе.
Shahab-3, в действительности, является устаревшей моделью, о которой израильской разведке известно уже три года. Судя по всему, Иран располагает тремя десятками таких ракет. Как отмечают эксперты, даже если ракеты будут выпущены все сразу, вряд ли они нанесут больше ущерба, чем иракские ракеты Scud-C в 1991 году. Но это слабое утешение для супругов Кац, которые и сегодня вечером всматриваются в небо Тель-Авива, пока чистое.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях